Красиво снятая ложь. О телесериале «Штрафник»
Многие телезрители после недавнего просмотра 12-серийной киноленты «Штрафник», разрекламированного на Первом канале, отмечают, что тема послевоенного бандитизма давно не дает покоя российским режиссерам.

Вышли на экраны сериалы «Чёрная кошка», «Ленинград 46», однако до уровня фильма «Место встречи изменить нельзя» (режиссёр Станислав Говорухин), безусловно, не дотягивают, за исключением «Ликвидации». Из многочисленных комментариев в социальных сетях вырисовываются такие умозаключения: нереальный сюжет, он вроде заманивает, а интерес угасает; скучновато смотреть – недостоверно передана эпоха того времени; серенький фильм про очередного Шарапова.

Фильм «Штрафник» далек от идеала. С первых минут просмотра фильма видно, что фронтовик Игнат Белов (арт. Кирилл Сафонов), возвращаясь поездом домой после войны, случайно встречается со старым знакомым, уголовником Сычом. Их пути когда-то в юности пересекались. Подозревая что-то неладное, Игнат решает проследить за Сычом, ведь в этом поезде следует группа дипломатов, везущих из Германии в СССР награбленные немцами сокровища. Белов пытается воспрепятствовать совершаемому в поезде ограблению. Однако в итоге обвинение в нападении падает на него самого. Единственная возможность реабилитироваться – это внедриться в банду матерого преступника Горелого, который и стоит за дерзким ограблением.
Идея воплощения на экране мысли, что в нашей стране легко превратить честного и порядочного человека в подозреваемого, отнюдь не нова. Какой-то головотяп не поставил в документе вторую печать – и вот герою уже бьют морду, пытаются размозжить кувалдой колено, превращая боевого капитана Красной Армии в ничтожество. Таких случаев можно привести сколько угодно.
В фильме «Охота на единорога» (режиссёр Владимир Лаптев) лётчик Сергей Тесленко, благодаря проявленному мужеству и храбрости совершил побег на самолете из фашистского лагеря при немецком аэродроме. Добравшись до расположения советских войск, он был арестован и осужден по 58-й статье. Получилось, что от врагов сбежал, а погиб от рук своих же соотечественников. Аналогичная история и у Игната Белова. Несмотря на смертельную опасность при оказании помощи органам, сам оказался в кутузке со всеми вытекающими отсюда последствиями. И теперь ему предстояло реабилитироваться в качестве агента.

В тот суровый период времени преступный мир оживился, ведь хаос и беспорядки в стране криминальному миру только на руку. В то время охранной сигнализации и видеонаблюдений не существовало. Что мог сделать простой старик-сторож против хорошо вооруженной банды, не церемонящейся со свидетелями? Противостоять хорошо организованному преступному миру стране не хватало ни сил, ни средств. Нужно было восстанавливать разрушенное фашистами народное хозяйство. Из-за нехватки продовольствия и большого количества оружия, наводнившего города и сёла, страну захлестнула волна кровавого бандитского террора. Поэтому государство приняло решение отправить всех военных на охрану имущества. За украденный кусок хлеба можно было получить тюремный срок до 10 лет или расстрел. Из-за нехватки честных и добросовестных людей на охрану продовольствия и медикаментов призвали и бывших штрафников. Именно из такой «когорты» наш главный герой Игнат Белов. В этом суть названия фильма, ответ на вопрос телезрителей – почему фильм назван «Штрафник».

Так как же справился с этой трудной задачей режиссёр фильма Олег Фомин – воплотить на экране реальную картину того послевоенного времени? Очень примитивно и недостоверно. В банду засылается агент, который «сливает» преступников. А дальше все по накатанной дорожке: друзья – мент и бандит, садисты – НКВДешники, кругом недалекие, больные на голову люди, и только один умный – главный герой Игнат, неприятные воспоминания о разведшколе абвера, продажный опер и т.д. и т.п. Смехотворно выглядит сцена нападения бандитов на отделение милиции. Если бы это произошло на самом деле, в реалии – город тут же был бы наводнен силами правоохранительных органов и армейских подразделений, и с бандитами было бы окончательно покончено. С трудом верится, когда сержант НКВД по личной инициативе, с помощью пыток пытается узнать у Игната Белова, где спрятано золото. А затем организовывает ему побег. Таким же бредом пропитаны и другие эпизоды фильма. Бандиты легко, без всяких усилий проникают в лабораторию химического завода и похищают цианит, так безответственно кем-то подброшенный в помещении завода в металлическом ящике. Неизвестно, для кого его приготовили, кому предназначалось сообщить о местонахождении ящика.

Фильм напоминает какую-то оперетту, настолько всё снято ненатурально: драка на крыше поезда, несущегося на большой скорости, пинки и жестокое избиение, ковбойская стрельба из обеих рук, спокойное хождение по городу главного героя – всё это выглядят смешно. Да и многие сюжетные линии находятся на грани фантастики. Игнат Белов – просто какой-то Джеймс Бонд из Голливуда. Метко стреляет, отличный кавалерист, в одном из эпизодов он догоняет и даже обгоняет грузовик, а также прекрасный водитель грузовика.

Ляпов и штампов более чем достаточно. Откуда Белов мог знать, что в поезде едут дипломаты? Доложили, что ли, ему об этом? НКВДешников чернят, как только можно. Пеникер (арт. Олег Фомин) – сотрудник МГБ, очень мутный тип, выглядит нелепо в сексуальных играх с женой. Просто нереально, неправдоподобно. Актер Кирилл Сафонов на протяжении всего фильма еле ворочает языком, смотрится с полузакрытыми глазами, как будто он тут же свалится и если не умрёт совсем, то уснёт летаргическим сном. В главного героя стреляют из пистолета ТТ, но пуля-дура почему-то попадает в тоненькую книжечку и застревает в ней. Пуля от пистолета ТТ пробивает насквозь любой бронежилет, за что это оружие так любят бандиты!

Жулики в фильме договариваются сдать краденые продукты некоему «прапорщику». Такого звания среди военных в тот период ещё не существовало. Особенно оскорбительно показана сцена, где подростки детского дома глумятся над беззащитной девочкой Сашей (арт. Алеся Гузько). Когда дети играли в «войнушку», никого нельзя было заставить и уговорить быть фашистом. А здесь – после войны дети сами изображают гестаповцев. Сами вешают партизан и выжигают на их груди или на лбу звезды. Всё это шито белыми нитками – просто полный обман зрителя. Если бы они хотели поиздеваться над беззащитным существом, то нарядили бы эту девочку не в партизанку, а в Гитлера. А дальше – ещё хлеще. Появляется фашист – диверсант Хром (арт. Александр Никольский) с целью совершения террористического акта на хлебозаводе. Диверсию удалось предотвратить, преступник задержан, и под вооруженным конвоем этапирован в места заключения. Однако Хрому удалось уйти от возмездия, благодаря предательству одного из охранников. Как можно было допустить, чтобы в конце сериала прозвучали из уст охранника такие зловещие слова: «Гитлер жив! Его дело никогда не умрет!». Это же прямое цитирование наследия Гитлера! Неонацизм с экранов Центрального телевидения! Страшно становится от этих торжественно произнесённых слов на всю страну слов. Вот она, ползучая фашистская гадина, так незаметно проникающая в умы и сердца наших юношей и девушек при помощи нашего же телекинематографа.

Почти незаметно, но с явным превосходством перед оплошностью МГБ в завершении операции по разгрому бандитов, скрываются на рейсовом автобусе от правосудия преступники Хром и Ольга. Задумка режиссёра Олега Фомина яснее некуда: вновь вернуть их на экраны кинотеатров уже во втором сезоне этого сериала. Сериал «Штрафник» – очередное разочарование в поиске содержательных кинолент, так как быстро забудется и уйдет в небытие.

Перефразируя слова выдающегося спортивного комментатора нашей страны Николая Озерова по отношению грязного хоккея канадцев, нужно всему нашему обществу дать решительный отпор режиссерской работе Олега Фомина: «Такое кино нам не нужно!»

В.Н.Губенко, ветеран педагогического труда, Почётный работник общего образования РФ, Почётный гражданин Камызякского района, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №10 (720), 2017 г.