Следственный комитет предупредил о вероятном закрытии мечети №3 на Больших Исадах. Именно там, по неофициальной информации, работал слесарем убитый на прошлой неделе террорист Гайни Жумагазиев. Сейчас его называют организатором нападений на милиционеров, произошедших в июле-августе. 39-летний мужчина погиб от пуль ОМОНовцев, окруживших его в доме на 2-й Перевозной.

Нехороший дом №38

Спецоперация с участием сотрудников областного УВД, УФСБ и следственного управления СК при Прокуратуре РФ по Астраханской области началась в первом часу ночи 19 октября.

Дом окружили, но штурмовать не стали. Как потом рассказывали милиционеры, предполагалось, что там засели трое преступников - Гайни Жумагазиев и его племянник Максут, а также Реваль Ибрагимов.

На предложение сдаться ответа не последовало. Тогда около часа ночи стену дома стали таранить грузовиком. Но лишь повредили все три оконных проема, запертых ставнями. В ответ раздались автоматные выстрелы - началась перестрелка. В ходе штурма Гайни Жумагазиев был убит.

Страшный сон бабы Оли

Соседку террориста бабушку Олю той ночью потревожили взрывы и автоматные очереди. По ее словам, жителей близлежащих домов не эвакуировали.

- Грохот был страшный. Я проснулась и вышла на улицу. Народу уже много набежало. Все смотрели, как большая машина таранила дом, — рассказывает пожилая женщина. — Знать-не знала, что там такой нехороший человек живет. Ставни-то всегда были закрыты. И тихо. Никогда не видела, чтобы туда подозрительный народ ходил.

По словам соседей, дом сняли квартиранты несколько месяцев назад. Вроде бы, владельцы дома, молодая пара, недавно купили его за 450 тысяч. Сделали ремонт и собирались продать подороже. Долго давали объявления о продаже, но безуспешно. В итоге, видимо, решили сдать.

— Сразу после того, как дом сняли, владельцы сменили старую машину на новую. Большую такую купили, серебристую, — рассказала «Хронометру» другая соседка. — Вчера хозяйка приезжала, плакала тут.

Ваххабиты в действии

Как сообщила пресс-служба областного управления следственного комитета, на домовладение по 2-й Перевозной помогли выйти люди, входившие в круг общения террористов. Это задержанные ранее Гафур Абдушев, Сайпула Бадрудинов и Наиль Кафаров. Гафур Абдушев с товарищами был взят 1 октября. У них нашли гранаты и самодельное взрывное устройство.

17 октября задержали Сайпулу Бадрудинова. В его квартире изъяли два пистолета, применявшихся при нападениях на милиционеров, а также схему и компоненты для минирования автомобиля.

Вечером 18 октября задержали и Наиля Кафарова. У него нашли пистолет одного из пострадавших сотрудников УВД.

В причастности к нападениям на милиционеров все задержанные сознались. О том, зачем им нужна была взрывчатка, говорить отказываются.

Возможно, планы террористов прояснит тетрадь с записями на арабском, которую нашли в вещах Гайни Жумагазиева. Ее отправят для анализа лингвистам.

В следственном комитете подчеркивают, что все фигуранты уголовного дела - ваххабиты. Как рассказал «Хронометру» и.о. начальника отдела по расследованию особо важных дел Андрей Слюсарев, согласно своему вероучению, задержанные трактовали нападения как борьбу за справедливость. Выражалась она в уничтожении неверных, «нечистых на руку».

Следственное управление сообщило, что «рассматривается вопрос о возможном приостановлении деятельности мечети, в которой собирались ваххабиты». Речь идет о хорошо известной астраханцам мечети на Больших Исадах.

По словам и.о. начальника отдела по расследованию особо важных дел Андрея Слюсарева, изъятое оружие проверяли по региональной пулегильзотеке. Выявлены факты его применения еще в двух преступлениях. В частности, это убийство, совершенное в Камызякском районе 27 августа. Жертва — девушка, которую нашли на берегу реки. Она была убита выстрелом в голову. Известно, что погибшая зарабатывала на жизнь проституцией.

Кроме того, в рамках дела расследуется нападение на муллу 3-й мечети, произошедшее ночью 5 октября. Преступники расстреляли машину муллы, припаркованную у храма. Самого священнослужителя в автомобиле в это время не было, поэтому он не пострадал.

Анастасия ДМИТРИЕВА,

"Хронометр-Астрахань" № 43, 26.10.10.