Пуганными мы какими-то становимся. Скажет кто-то в маршрутке что-то громче обычного – и смотришь: все побледнели. Стукнет дверью внизу – на пятом этаже от испуга вздрагивают. А как не быть пугливым, если нас постоянно пугают. Взять, к примеру, прошлогоднее лето. Жара, конечно, была, как говорится, мама не горюй. Под сорок градусов в течение полутора месяцев. Нам-то, южанам, ничего вроде бы особенного: жара, как жара. Нам к таким температурам не привыкать. А каково было людям, живущим в средней полосе России? Мало того, что жара доставала, тут ещё и кликуши всех мастей чего только людям не говорили. От некоторых предсказаний – волосы дыбом становились. Да и как не становиться, если даже конец света предсказывали. Сгорим, мол, в геенне огненной. Вон как Всевышний на нас разгневался. Ну а уж коль не сгорим, то от голода ноги протянем.

Но вот прошла жара. Казалось бы, радоваться надо. Успокоить людей. Но не тут-то было. Вот уже со страниц газет, с экранов телевизоров стали пугать аномально холодной зимой. Морозы, мол, будут такие лютые, что птицы на лету станут замерзать и падать. А что уж тогда говорить о людях. Помёрзнем, мол, все, как мыши. Все помёрзнем. Прошла зима. Обошлось без аномалий. Пятидесятиградусных морозов в Астраханской области отмечено не было. Зато были дожди, от которых на дорогах создавалась наледь. Парализовалось движение транспорта. Потом всё вроде обошлось. Как и положено. Но ведь сколько ажиотажа! И снова чуть ли не о конце света заговорили. Мол, всё к этому идёт. Но не о конце света говорить нужно, а о некомпетентности некоторых должностных лиц. Ведь если бы все, кто так или иначе причастны к работе в зимних условиях, заблаговременно предусматривали все нежелательные последствия, такого бы, в том числе чрезвычайных событий, не случалось бы. Разве не ясно, что зимой у нас, особенно в северных районах, на Урале, в Сибири, Центральной России обычно бывает много снега, случаются гололёдные явления и, связанные с этим, задержки движения автомобильного и воздушного транспорта. Почему же из года в год мы наступаем на одни и те же грабли, а потом всё валим на Всевышнего, на погоду? Мало того, что всё валим на кого-то, на непредвиденные обстоятельства, например, потому ещё и раздуваем случившееся до небывалых размеров, пугая и без того запуганных обывателей.

Помнится, как осенью прошедшего года местные синоптики пугали, какая холодная и непредсказуемая зима будет в Астраханской области. Лето, мол, было аномальным, очень жарким, значит, зима будет морозной. Основывались они, надо полагать, не на научных прогнозах, а на многолетних наблюдениях и, может быть, на рассказах стариков и старух, которые обычно предсказывают, что после жаркого лета всегда случается холодная зима. И наоборот: после холодного лета приходит теплая зима. Такие рассказы приходилось слышать и мне от моей незабвенной бабушки. Наслушавшись такого и начитавшись в местных газетах, астраханцы стали готовиться к морозной зиме…. Зачастую и синоптики наши, как говорят, попадают пальцем в небо, предсказывая погоду.

В местных научных кругах сейчас считают, что Нижняя Волга, а значит, и Астраханский регион, вступает в новую климатическую эпоху. Она-то, возможно, и станет периодом холодов. Прогнозируется, что до 2017 года у нас будут холодные и очень ветреные зимы. Как подсчитали учёные, все эти семь лет зимний период у нас будет длиннее обычных величин. И если за 25 последних лет средняя продолжительность холодных дней в Астраханской области равнялась 80-100 дням, то в ближайшие годы зимы будут длиться от 100 до 120 дней. И даже 120-140 дней. Но это в отдельные аномальные годы.

В общем-то ничего хорошего в этом нет. Длинная зима – лишние заботы для всех. И в первую очередь, для сельского хозяйства. Не пугают ли нас учёные опять? Или приучают к неизбежному? К счастью, прогнозы не всегда сбываются.

Павел Погодин,

"Факт и компромат" № 7, 11.03.11.