Вот у же около двух месяцев комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии Государственной Думы Астраханской области (ГДАО) безуспешно пытается рассмотреть законопроект, согласно которому земли в центре Астрахани могут перейти в распоряжение областного правительства. Далеко не все бьют по этому поводу в ритуальные барабаны. Одна из основных причин сего решения - обустройство охранной зоны вокруг кремля, который планируется включить в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но, по всей видимости, законопроект так и не увидит свет в первозданном виде.

На очередное заседание комитета по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии (прошлая неделя) депутаты собирались со словами "ну уж в третий раз все получится". И действительно, получилось: кворум (в отличие от двух предыдущих заседаний, посвященных законопроекту, согласно которому областное правительство через специально учрежденный орган получит право распоряжаться землей в центре Астрахани) был. Впрочем, вопрос с повестки дня все-таки сняли. Полномочный представитель регионального губернатора в ГДАО Виктория Гурьянова попросила депутатов отложить рассмотрение вопроса: она пояснила, что необходимо уточнить границы земельных участков, которые должны перейти в распоряжение облправительства. Три раза и вхолостую - это дело для комитетов ГДАО нетрадиционное. Так в чем суть вопроса?

Проект закона "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Астрахани" внес в облдуму губернатор Александр Жилкин в конце февраля. В соответствии с законопроектом областное правительство через специально учрежденный орган получит право распоряжаться землей на участке в центре Астрахани. Автоматически городская администрация больше не будет иметь права распоряжаться этой территорией. А кусок, нужно сказать, приличный. Речь идет о земельных участках, ограниченных улицами Красная Набережная, Набережная 1 Мая, Набережная Приволжского затона, проспектом Губернатора Анатолия Гужвина, набережной Волги в Кировском районе и улицами Волжская, Набережная 1 Мая, Мечникова, Ахшарумова (в Кировском и Ленинском районах).

Одним из важных аргументов в пользу передачи земель разработчики называют Астраханский кремль. В пояснительной записке говорится, что это решение позволит "усилить контроль за использованием как Астраханского кремля, так и земельных участков, расположенных в его границах" в целях "исполнения обязательств, налагаемых ЮНЕСКО при включении Астраханского кремля в список всемирного наследия". Речь идет об охранной зоне вокруг претендента на статус всемирного наследия. Примечательно, что номинация "Российские кремли", в которой закрепился наш кремль, была направлена во всемирный комитет ЮНЕСКО чуть ли не одновременно с поступлением губернаторского законопроекта в ГДАО. В любом случае это был февраль, но в предварительный список всемирного наследия кремль попал куда раньше. Еще зимой 2009 года в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась презентация Астраханского кремля.

Глава правления по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма регионального министерства культуры Иван Кузнецов сказал:

- Охранная зона и буферная (ее также называют зоной регулируемой застройки) были определены, когда мы совместно с российским комитетом ЮНЕСКО готовили документы для включения кремля в список всемирного наследия. Буферная зона тянется от центрального ЗАГСа до проспекта Губернатора А. Гужвина. Охранная же зона занимает территорию, расположенную ближе к кремлю.

Но не только кремлевские дела указаны в числе причин, которые послужили поводом для рождения законопроекта. Разработчики полагают, что "распоряжение земельными участками обусловлено необходимостью обеспечения целостности и полноты регулирования земельных отношений на территории административного центра области.

Кроме того, в пояснительной записке говорится, что "принятие законопроекта позволит создать условия для распоряжения земельными участками в целях реализации наиболее значимых инвестиционных проектов, в том числе проектов комплексного освоения в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий". Впрочем, какие это именно инвестпроекты, пока разработчики не уточняют. В свою очередь на имя председателя ГДАО Александра Клыканова поступило письмо за подписью вице-мэра города Михаила Столярова. Заместитель градоначальника указывает на то, что реализация проекта может негативно сказаться на исполнении целевых ведомственных программ и приведет к нарушению порядка осуществления дорожной и градостроительной деятельности города. А это, конечно, не очень благостно отразится на устойчивом развитии Астрахани.

Некоторые же из городских депутатов намерены убедить областных коллег не принимать этот законопроект. Заместитель руководителя астраханского регионального отделения ЛДПР, зампредседателя Городской Думы Александр Старовойтов сказал:

- В законопроекте идет речь о наиболее инвестиционно привлекательной части Астрахани. Естественно, если проект обретет законную силу, городской бюджет сильно пострадает.

Кстати, по информации "АВ", городская администрация направила в Госдуму РФ запрос о правомерности законопроекта. По сведениям источника "АВ", в ответе было указано, что прецедентов по изъятию части земель в стране нет, но в 58 субъектах федерации область контролирует всю городскую землю. Вот такой неожиданный поворот. А не окажется ли в скором времени этот опыт нашей действительностью? Один из экспертов "АВ" предположил, что законопроект в первозданном виде так и не увидит свет (недаром разработчики решили уточнить границы). Не исключено, что областные власти пересмотрят первоначальный вариант законопроекта в сторону увеличения участка до границ всего городского округа.

Скорее всего, очередной раз законопроект будут рассматривать на заседании комитета по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии уже после майских праздников.

Дмитрий Барсуков,

"Астраханские ведомости" №17 ,07.05.10.