Крещенский сочельник и Крещение Господне

Навечерие Богоявления предшествует празднику Крещения Господня и является днём строго поста. В этом день верующие питаются сочивом, постным кушаньем, приготовленным из зерён пшеницы или рисом.

Слово «сочельник» происходит от древнерусского слова сочень – лепёшки на конопляном масле.

В Крещенский сочельник не принято «вкушать пищу до «первой звезды», а после этого едят только сочиво – отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Так как во время богослужения «первую звезду» символизирует выносимая после Божественной литургии большая свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы заканчиваться после утренней литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января до окончания молебна на освящение воды – водосвятия.

Воде в дни Крещенского сочельника и в сам день праздника Богоявления отводится особое место. Вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении.

Праздник Крещения Господня имеет еще одно название – Святое Богоявление.

Во время Крещения Иисуса на реке Иордан человечеству были впервые явлены все Три Лица, Три Ипостаси Триединого Бога – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Праздник Крещения Господня длится восемь дней – с 19 января до 27 января в храмах звучат молитвословия, посвященные именно Крещению Иисуса Христа.

Особые свойства крещенской, или богоявленской, воды, называемой Агиасмой отмечал еще в VI веке святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников». Наш святой преподобный Серафим Вырицкий, на долю которого выпала жизнь в крайне сложный и трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много болевший, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу, считая это сильнейшим лекарством.

А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника «Очерки гнойной хирургии», врача, спасшего десятки тысяч больных. «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине», – учил святитель Лука Войно-Ясенецкий.

При водосвятии священник читает молитву, в которой просит Господа прийти «и наитием Святаго Духа освятить воду сию, дать ей благодать избавления, дар освящения, грехов разрешения, недугов исцеление, сотворить ее источником нетления, сделать для демонов губительной, для чар врагов рода человеческого неприступной и ангельской крепости исполненной». Всем «почерпающиим и причащающимся» крещенской водой, будет она «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну...».

Заканчивается молитва при великом освящении воды прошением: «Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

Николай Иванов