Есть такой ежегодно издаваемый справочник «Кто есть кто». Открываешь его и сразу узнаешь о том или ином предприятии, компании, о людях, которые там работают. Хотелось, чтобы такая рубрика стала постоянной в газете «Факт и компромат», а пока предлагаем заглянуть в раздел «Краеведческий музей»...
Директор музея (Васильченко Т.В.). Это именно тот человек, которого долго ждали в музее? Организаторские способности, деловитость, человеческая доброта, не встревание в интриги, умение самостоятельно принимать решения - вот какие основные черты должны быть у нового руководителя. А что на деле? Такое ощущение, будто она «не в своей тарелке» и к музейному делу не имеет никакого отношения!
С самых первых дней она совершает ошибки. Чтобы дальше работать, ей нужно было привести на ключевые должности «свою команду», как это делалось и делается всегда: сменить всех замов, секретаря, водителя (о главном бухгалтере разговор не идет, так как бухгалтерия стала централизованной). Немного поясним о смене. Один из нынешних замов - непрофессионал и к тому же искусный интриган. А «не свой» секретарь и «не свой» водитель - это источник утечки всей лишней и ненужной информации. Думается, в ближайшее время она это поймет и решится на это, и с приходом новой команды нынешнего директора, музей начнет свою активную творческую деятельность.
Зам. директора по музейным проектам (Фоменко В.В.). Ну, какие в музее могут быть проекты? Что это научно-исследовательский институт? А может проектное бюро? На языке профессионалов это просто называется музейной концепцией, музейной разработкой, наконец. Из года в год одни и те же, так называемые музейные проекты подаются на гранты, так и не достигая конечных результатов. На самом же деле все эти работы пишутся самими научными сотрудниками, и зачем иметь лишнюю структуру, лишний штат? Для того чтобы лишь направлять эти работы на гранты по Интернету? К тому же, почему местные «проекты» - такие как модернизация кремля, построение экспозиций краеведческого музея, развитие музейных филиалов, всегда обречены на провал и не поддержаны ни министром культуры, ни губернатором Астраханской области? Ответ однозначен - из-за непрофессионализма нынешней команды в лице всех замов. Фоменко пришел в музей из коммунальной службы. Ему идеально подошло бы возглавить инженерно-техническую часть астраханского кремля, но никак не творческое направление, а тем более быть, как спланировано, директором кремля. Не сведущ он в этом. Но, к сожалению, статус его супруги в качестве главного бухгалтера министерства культуры позволяет Фоменко творить произвол, который, в конечном счете, ни к чему хорошему не приведет.
Зам. директора по науке и экспозициям (Курапов А. А.). Наверное, это одно из больших зол музея. Занимает эту должность с прошлого года. «Человек-ноль» - так можно охарактеризовать его двумя словами. Все экспонированные им выставки - полный провал и безвкусица, научной деятельностью в музее совершенно не пахнет. Можно увидеть лишь выражение бескультурья и высокомерия. Прикрывается степенью кандидата наук, да и то - лекции в университете читает не по профилю. А, кстати, можно ли человеку в табеле ставить сплошные «восьмерки», если он периодически отлучается из музея для чтения лекций, за которые получает к тому же зарплату и надбавку за степень? А его диссертация? Общеизвестно, что тема любой диссертации должна быть актуальной и полезной. Представляете, как изменится наша жизнь в лучшую сторону, после того как Курапов защитит докторскую диссертацию, связанную с темой распространения буддизма среди ойратов? Кстати, в публикации статьи против астраханского министра культуры в той части, в которой затрагивается калмыцкий буддийский хурул, чувствуется рука и осведомленность самого Курапова.
Против всех промахов в научной и экспозиционной деятельности музея всегда винит всех и вся, но только не самого себя. Краеведческие чтения, методические и научные советы, организуемые им, всегда проходят формально и неинтересно. Период построения будущих экспозиций краеведческого музея еще ждут очень трудные времена - не сможет Курапов потянуть это дело. В музей он попал случайно - просто бывший сотрудник, мэтр музейного дела Лыжина С.Б. затянула его сюда и хотела передать свой опыт, но не смогла.
Зам. директора, главный хранитель (Головачева А.И.). Это «главная» музейная «династия». Цель ее очень проста - необходимо, чтобы в фондах осталась только новоиспеченная молодежь, которая не знает, что в хранилищах находится около 15000 предметов, которые нигде в музее на учете не состоят и не числятся. Проходят как малоценные экспонаты. Стоят от 100 до 3000 рублей. А теперь возьмите усредненную стоимость в размере, например, 1000 рублей за предмет и умножьте на 15000, получится внушительная сумма - 15 миллионов рублей. Вот где источник благополучия, счастья, процветания! Пока в фондах работают опытные и грамотные специалисты, с этими предметами ничего не сделаешь. А вот когда вокруг будут только «свои» люди, тогда можно будет все это списать и вывезти за пределы музея. Головачева очень дорожит своей должностью, золотой кладезью.
Во времена одного из предыдущих директоров музея по фамилии Павленко, который и принял ее на эту должность, через него был передан внушительного размера конверт начальнику тогдашнего департамента культурного наследия Кузнецову И.М. Вот он и «крышует» её по сей день. Этим можно объяснить всевозможные нарекания в её адрес в вышестоящие инстанции, которые не дают результата.
У Головачевой в музее работает муж таксидермистом, дочь в прямом подчинении самой Головачевой, еще сына приняли. В Швейцарии живут их родственники. Хотят, чтобы хоть молодое поколение смогло там пожить достойно. Вот и копят деньги. Всегда мечтала о кресле директора музея-заповедника - наверное, думает, что предыдущая её работа в должности администратора гостиницы и директорство в музее это одно и то же.
Главный инженер (Подколзина Н.И.). Наверное, самая бесполезная и бестолковая должность в музее, дублирующая другие подобные. Постоянно деловое лицо а-ля «зам.директор», строевая походка, грубый голос и мужеподобная одежда. А вся хозяйственная музейная работа полностью на плечах другого человека - Енюкова A.M.
Отдел кадров (Казакова Т.С.). Загнанная «лошадка». Вот, действительно, где можно опровергнуть выражение - «незаменимых не бывает». В бытность, когда в музее работало 12 бухгалтеров, даже те умудрялись часть своих обязанностей повесить на кадры. Сейчас на 250 сотрудников музея кадрами занимается только 2 человека. Но это не столь страшно, так как руководит кадрами профессионал. А вот с техникой и программным обеспечением постоянные проблемы, тянущиеся уже много лет. Сама «кадровичка», как многие ее называют любя, никогда не пожалуется на свои проблемы, всё надеется, что наконец-то хоть новое руководство повернется лицом в сторону кадровой системы.
Главный археолог (Плахов В.В.). Человек, посвятивший основную и главную часть своей жизни музейному делу. Уникальнейшие познания в истории, археологии, палеонтологии, архитектуре - просто живая энциклопедия! Не пришелся ко двору Головачевой - как кость поперек горла. Плахов - свидетель и знаток всех музейных собраний, коллекций, экспонатов, предметов и при нем никак нельзя будет куда-то налево «спихнуть» нужный экспонат. Так что война со стороны Головачевой идет не в понарошку, ведь Плахов мешает ей чуть-чуть докопить на дом в Швейцарии.
Главный библиотекарь (Серебрякова Г.А.). Высококлассный специалист библиотечного дела. Жаль только, что здесь давно забыли о литературных встречах и читательских конференциях. Зато её мастерство входить в души людей, вытягивать нужную и ненужную информацию, а потом разносить сплетни, достойно самой высокой похвалы. «Фабрикой интриг» прозвано это подразделение музея. Держится и за счет того, что дары её огорода круглый год кочуют в сумку Курапова: летом в свежем виде, зимой в консервированном. В то же время сама нелестно отзывается о нём, как о научном специалисте, за глаза конечно.
Кремль. (Карнаухова Г.Г.). Человек, отдавший всю свою душу и сердце музейному делу, в частности кремлю. Неординарная личность, которую отличает высокая креативность, творческий подход, деловой фанатизм. Только жаль, что пока это достойно оценено не было. Может с приходом нового директора музея что-то изменится в лучшую сторону, и профессионал возглавит, наконец, астраханский кремль? А ведь и она могла возглавить музей!
Музей Боевой Славы (Батаева С.В.). Один из самых творческих заведующих музеем. Постоянные мероприятия, вахты памяти, встречи с ветеранами, юбилейные даты - музей всегда насыщен событиями. По количеству мероприятий давно мог бы войти в книгу музейных рекордов. Однако все ждут только прибыли от деятельности музея, а такие важные понятия как военно-патриотическое воспитание и гражданственность, зачастую забываются.
Музей медицины (Дикина Н.А.). Человек, стоявший у истоков развития музея. Сто процентная компетентность во всём, что касается музейного дела. Сама подняла на ноги известный в Астраханской области музей медицины, но вот современные веяния времени сделали так, что власть имущие лишили музей помещения. Вот и ютятся все музейные экспонаты, представляющие отечественную и зарубежную медицину, в музейных фондах. Теперь она возглавляет отдел редкой книги - думается, здесь также всегда будет прогресс и порядок.
Старший научный сотрудник (Тагиев М.М.). Фигура для музея неоднозначная. Что может делать здесь человек, владеющий пятью языками, посетивший порядка двух десятков стран мира, проработавший на дипломатическом поприще, имеющий различные почести и заслуги? Явно затерялся в музейных дебрях, откуда срочно нужно выбираться для более высокого карьерного роста. Ведь такая амбициозная личность, как Курапов постоянно будет «прессовать» его идеи, и регулярно вместо пряника использовать кнут.
Или он забыл последний пример, когда по результатам сентябрьской научной конференции, Курапов, который сам персонально отвечал за нее, несправедливо обвинил Тагиева?
Пресс-секретарь (Маркова О.А.). Из писательской среды. Отец - известный писатель и краевед, Александр Сергеевич Марков. Говорят, что таланты отдыхают на детях. Талантом в полном смысле слова не назовёшь, но материалы её регулярно можно встретить на сайтах и в газетах, и довольно неплохие. Полезный музею человек.
Реставратор (Лунгу А.А.). Работал в музее. Головачева выжила его. Ушел в картинную галерею. Мастер на все руки, умелец по реставрации музейных предметов из любых материалов. Как было бы хорошо обратно вернуть его в музей с его творческим видением. Тем более, он еще поэт и просто хороший человек. Но при Головачевой он никогда этого не сделает.
И другие.... В музее работает много прекрасных, замечательных, неординарных людей. Консерваторы и в то же время профессионалы - Герасимиди и Беломоина. Знаток всех тонкостей музейных фондов Ахунова. Таксидермист Головачев (только как единственный специалист, а не как личность). Не вникающий в азы своей профессии юрист Селищев, слава Богу, перешел в централизованную систему министерства, а то «благодаря» ему зав. сектором музейных проектов Белянская чуть не стала заядлой поклонницей вино-водочной продукции, теперь хоть по понедельникам стала появляться на работе.
Упустили из музея специалиста Редичкину, с высшим музейным образованием и опытом работы в Эрмитаже. Она вернулась обратно в Санкт-Петербург (уволилась из астраханского музея только из-за Головачевой).
Интересна личность специалиста по музейным проектам Кашенцевой - ее мастерство в том, что при бесполезности своей работы она всегда что-то делает, даже если от этих дел нет результатов.
А вот у Тереховой вообще сложная работа - только вот в чём она заключается, пока не понять.
Благодаря бдительности специалиста по пожарной безопасности и гражданской обороне Апанасенко в музее не было ни одного пожара!
Человек с большой буквы, природовед Воробьева, она же мэтр музейного дела - только вот пока из-за реконструкции музея нет текущей конкретной работы, хочется надеяться, что пока.
Вся экскурсионная и педагогическая работа музея лежит на хрупких плечах еще одного старейшины музея – Осиповой. Наработки экскурсий, сделанные годами, активная связь с астраханскими школами, организация посещения музеев - вот краткий перечень её деятельности, и хотелось бы, чтобы новое руководство музея оценило это по достоинству, а не прислушивалось бы к «грязным ярлыкам». На этом же фоне возникает еще одна амбициозная фигура по фамилии Грязева, из отдела Осиповой. Грязева ждёт, не дождется когда уйдёт её наставник на пенсию. А для того, чтобы ускорить этот процесс, всё услышанное в отделе доводит до сведения... опять того же Курапова.
Отдел истории держится на трёх китах: Михина -Алиева - Сумина. «Знатоки» истории и краеведения, а вот когда кто-то захочет проконсультироваться с ними, то всегда слышит невразумительный ответ.
Можно было бы поставить точку на этом, но не нужно забывать, что в музее и в его 15 филиалах трудятся около 300 человек: администрация, научные сотрудники, музейные смотрители, обслуживающий персонал. И, возможно, эта тема ещё найдёт продолжение на страницах газеты «Факт и компромат»....
P.S. Надеемся, что новый директор музея-заповедника Васильченко Т. В. сделает для себя выводы из данной публикации и поймет «Кто есть кто в музее».
Иван Тимирязев, основатель краеведческого музея
"Факт и компромат" № 38, 01.12.10.