Осенью и особенно весной в Астраханской области начинает традиционно гореть степь (полустепь и полупустыню у нас привычно называют степью), что вызывает гарь в воздухе, выпадение осадков в виде пепла, возмущение и беспокойство астраханцев.
За такие пожарища предусмотрены наказания, которые на практике чаще не применяются, а виновные поджигатели избегают ответственности. Почему? Согласитесь, тяжело контролировать огромные площади, кто там что поджигает. Но при этом, когда нужно, государство резко находит средства для контроля, а про виновных я уж промолчу: их либо найдут, либо назначат. Со степными пожарами ситуация почему-то иная. Всем наплевать, кроме бедных операторов в МЧС, которых одолевают звонками с сообщениями о гари, вони и прочих характеристиках испорченной пожаром атмосферы.
Чтобы эффективно выявлять нарушителей, наказывать их, максимально широко распространять информацию о наказаниях (а это прямая профилактика новых пожаров), стоит понять для чего, собственно, жгут степь.
Существует расхожее мнение о том, что после пала травы свежая зелень весной будет расти гораздо эффективнее. Это ошибочное мнение. После пожарища слой пепла лежит и закрывает поверхность земли, под ним не видны ростки. В один день сильный ветер или дождь сносит пепельный покров и открывает разом картину зелёного ковра. Этот эффект и признают ошибочно за полезное действие пала травы - де таким образом почву удобряют, хотя на деле её уничтожают.
Погибают семена однолетних растений, насекомые, мелкие млекопитающие животные и практически все земноводные. Резко падает видовое разнообразие трав, после чего на месте пала наиболее эффективно начинают произрастать сорняки. Говорить о вреде можно долго, но это как объяснять вред убийства. Кому интересны подробности вреда огня для качественной характеристики почвы, могут самостоятельно найти об этом информацию. Мы же на примере пожаров, которые бушуют с февраля и по сей день в степной зоне и непосредственной близости от Астрахани, попробуем установить авторов огненного шоу.
Во-первых, в этом году мы узнали из сообщений МЧС о контролируемых палах, официально организованных районными администрациями. В прошлые годы астраханские власти заявляли, что степные пожары наносят большой урон природе. Что же теперь – характеристики огня стали другими или изобрели такое бюрократическое прикрытие, сняв с себя ответственность? В итоге огнём оказалась охвачена чуть ли не треть области.
На фотографиях данные о пожарах. В первом случае - за первую половину марта 2018 года. Во втором случае - первую половину марта 2019 года.
Во-вторых, о более вероятных поджигателях. Итак, если горит пастбище, то почти 100 процентов - пожар устроили те, чья скотина пасётся в этом месте. Случайный человек ещё может идти по пастбищу, но зажигать его... Зачем? Чтобы невзначай голову свернули? И даже если это безумец, алкаш или наркоман, то возникает вопрос: почему фермеры не сообщили об этом? А именно в этом моменте мы подошли к разрешению проблемы если не полностью, то большей её части. Да-да, нужно обязать фермеров и арендаторов, собственников земли сообщать о пожаре. Не сообщил? Значит тебе это выгодно, а стало быть и ответственность будь добр возьми и понеси.
Если же мы уже сейчас не озаботимся проблемой пожаров, то привыкнем к ним, и рано или поздно сгорит какое-нибудь село или пригородный район.
О том, что пожары ведут к запустыниванию, наступлению песков и вымиранию животного и растительного миров скромно умолчу. Поймаем двуногих поджигателей, звери и растения останутся в покое, как и все справедливо возмущенные астраханцы.
Я. Вилков
P.S. Сенаторы Совета Федерации А.Д. Башкин, И.А. Гехт, Г.И. Орденов, депутаты Госдумы А.Н. Грешневиков и О.В. Шеин 21 марта внесли на рассмотрение федеральный законопроект по пресечению степных пожаров, а точнее, поджогов. Суть закона в том, чтобы дать само понятие «ландшафтный пожар» и предусмотреть изъятие земельных участков у тех пользователей, которые пренебрегают мерами безопасности, хотя на самом деле сами же и поджигают территории.
Позже планируется внести предложения о штрафах в Кодекс об административных правонарушениях.