Кто может завалить выборы

Публикация 2004 года, архив газеты "Факт и компромат"

В России много законов хороших и не очень. Однако обилие законодательных актов с лихвой компенсируется их неисполнением. Или совсем нечетким исполнением. Особенно актуальным вопрос о четком соблюдении буквы закона становится накануне выборов. А они у нас не за горами - 5 декабря, аккурат 10 дней осталось. И эта магическая цифра, поверьте, может сыграть ну просто ужасающую роль: ведь выборы вообще могут быть признаны недействительными.

В первое воскресенье декабря избиратели с трепетом придут к урнам чтобы выбрать губернатора (он же глава областной администрации), мэра Астрахани, депутатов областного центра, а в районах области кое-где и глав муниципальных образований. Законодательство о выборах всех уровней законодательной и исполнительной власти трактует однозначно, что если на 25% участках выборы признаны недействительными, то и сами выборы в субъекте федерации или на данной территории, стало быть, тоже недействительны. Другими словами вся работа почти 6500 членов избирательных комиссий всех уровней - от участковой до областной проведена впустую. Тут не только не до премий, тут и до отстранения от должности и расформирования всех комиссий недалеко.

Но вернёмся к выборам. Все дело в том, что федеральное законодательство трактует однозначно: лица, по решению суда признанные недееспособными лишены права голоса, наравне с осужденными, то есть не должны голосовать. На практике это означает, что этих избирателей вообще не должно быть в списках. Но они были и есть.

Парадокс? Нет, это действительно факт. Люди с психическими заболеваниями или признанные на основании решения суда по иной причине недееспособными на самом деле имеют на руках новые паспорта граждан России, прописаны в квартирах и самостоятельно или с помощью опекунов, или сердобольных соседей буквально ломятся в день голосования на избирательные участки.

А если их фамилии не указаны в списках избирателей, то поднимают такой гвалт, что обещают дойти не только до мэра, но и Президента России, а заодно Америки и даже до ООН. В итоге они получают бюллетени и …голосуют! Все это стоит лишних килограммов седых волос для членов комиссии и километры испорченных нервов. «Все было бы смешно, если бы не было так грустно».

И на совершенно резонный вопрос: как так, а куда же смотрит комиссия? А как же чистота самих списков избирателей? - есть ответы. Комиссия не смотрит на лоб избирателя – «психа», ведь на нем все равно ничего не написано. А паспорт у него настоящий, с пропиской. Все четко. Не придерешься. А не выдать бюллетени нельзя - закон запрещает, да и наблюдатели что-нибудь заподозрят.

А ларчик открывается просто. Все дело в списках, которые составляются заранее и корректируются. На прошлых выборах сотрудники одной территориальной комиссии прибыли в районный суд и попросили предоставить решения суда о признании конкретных жителей данного района недееспособными. Оказалась, что такой базы данных, тем более в электронном виде …вообще нет!

Есть общие решения судов за последние три года, а среди них «надо искать». Больше того, тысячи папок с 1991г. пылятся в архиве, но кто там будет производить поиски? Правильно, никто. Ведь есть дела поважнее, чем выборы с их гласностью и демократичностью. А что же говорить о судебных решениях от 60-х до 90-х годов прошлого века? Или о таких ситуациях, когда суд Перми или Ижевска признал гражданина невменяемым, а потом этот самый гражданин переехал на жительство в Астрахань или Камызяк?

Вопросов больше, чем ответов. И получается, что грядущие выборы виртуально могут быть сорваны. К примеру, найдется по всей области 156 человек из такого контингента. Ведь если раньше суды принимали единичные решения, затем число пошло на десятки, а теперь уже на сотни ежегодно. Так вот, под чьим-то чутким руководством этих людей могут использовать для срыва выборов в отдельном районе или округе, а то и во всей области... Подойдет такой недееспособный к урне и опустит бюллетени. А факт голосования тут же зафиксируют наблюдатели, члены комиссии с совещательным голосом, доверенные лица, а может и сами кандидаты.

Мрачноватая картина, да? Для ее исправления есть панацея - необходимо за оставшиеся 10 дней выявлять хотя бы по пятнадцать недееспособных в день. Глядишь, и выборы состоятся.

Виктор Пулин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 65 (142), 2004 г.

Наша справка: В Астраханской области зарегистрировано около 745 тыс. избирателей, вся территория делена на 636 избирательных участков.