Глядя на проходящие перед нами «истории успеха» людей самых разных крапленых мастей – от «лидеров партий» и «бизнесменов» до руководителей бульварных СМИ, видишь, что все эти истории, «залоги процветания» всегда были связаны с беспринципностью, жадностью, предательством своих соратников или страны. В общем, с худшими проявлениями человеческой природы. И вот тут интересно следующее.
Все эти люди разменяли шестой-восьмой десяток. То есть все они были в пионерах, комсомоле, партии, некоторые служили в силовых структурах. Иные не просто были, а были в должностях. Главред желтушного МК – сотрудник Краснопресненского райкома ВЛКСМ Москвы и ЦК ВЛКСМ, главред вражеской «Новой» – сотрудник газеты «Волжский комсомолец», заведующий отделом рабочей молодежи газеты «Комсомольская правда». Гудков (признан в РФ иноагентом) был в КГБ, *** и *** Лужков был депутат Моссовета. И т.д. И т.п.
То есть все эти люди выросли в четкой ценностной системе, где декларировалось, что нельзя красть, лгать, предавать, колпачить, но надо быть патриотом (двора ли, страны ли), верным своим близким и родным. Надо быть порядочным. Дома и на работе. Трудиться надо честно. Эти ценности пропагандировались всей системой общественных отношений, всей культурой и искусством. Важно иметь в виду, что все эти нынешние «успешные» типы тогда сами пропагандировали эти ценности. Следили. Взыскивали с других за несоответствие «облику», «уставу», «шкале». И вдруг, как только стало можно, начали пошлить, дурачить, вывозить, обносить, лепить заказуху, позорить и предавать свою страну и людей и перманентно, как маньяки, круглосуточно «собирать в житницы».
Что случилось? Значит ли это, что они всегда были никуда не годными, пропащими, беспринципными приспособленцами? Или их такими воспитывала система, устроенная, тем не менее, так странно, что одновременно воспитывала и значительное количество людей порядочных? Или же система как раз воспитывала людей порядочных, а этих просто умела сдерживать и заставлять работать и служить? Или же то, что случилось со страной в 1991 году и последующее десятилетие стало питательной средой, превращавшей людей в жлобов и уродов? На эти вопросы каждый может сам поискать и предложить ответ. Но, несомненно, нынешняя система, в отличие от прежней, не обладает механизмами сдерживания «души гадких порывов» такого рода публики.
Какими должны быть эти механизмы? Вспомним, что говорили раньше человеку, когда его «заносило»? «Как ты мог? Ведь ты же комсомолец! Коммунист! Солдат! Ведь ты же советский человек!» Вспомним, как в «Повести о настоящем человеке» Комиссар уговаривает Мересьева не сдаваться после потери ног: «Ты же советский человек! – Но ведь он же на «Фармане» летал! Разве это самолет?! Это этажерка. – Но ты же советский человек, Алексей!». Или финал повести «В списках не значился» «Потом генерал что-то негромко сказал. – Назовите ваше звание и фамилию, – перевел Свицкий. – Я – русский солдат».
То есть существовала «стенка», к которой всегда можно было припереть человека, поставить его в положение, когда дальше отступать некуда, когда или надо прекращать или отрекаться от своей системы идей, своей страны. То есть человек либо восстанавливал звание человека, либо терял его окончательно. Сегодня такой стенки нет, она рухнула 30 лет назад, а новой не появилось. Что сегодня сказать человеку, который ворует, изменяет, лжет, разрушается? «Как ты мог? Ведь ты же…» Кто? Кто ты??? Нечего сказать. А это значит, можно отступать бесконечно, выдумывая все новые поводы для оправдания все новых проступков и преступлений. Обратите внимание на то, что в СМИ все бесконечно оправдываются.
Что поставить вместо троеточия? Как только мы ответим на этот вопрос, мы окончательно обретем себя и страну. А пока что…
Борис Якеменко