Вы заметили, сколько красных серпасто-молоткастых флагов реяло над колоннами протестующих украинцев на Юго-востоке страны, вперемешку с российскими триколорами. Чтобы это значило? Знамена ушедшей в небытие социалистической страны, вместе с атрибутами новой капиталистической России. Сочетание, казалось бы, несовместимого. Почему так получилось?
Я был на Украине в Херсоне до майдана не один раз. Если не считать характерное кубанское или ростовское «гэканье», мягкий климат и как вылизанные до блеска частные дома - обычный русский город. Те же самые в основном приветливые советские люди. А почему они, собственно, должны сильно отличаться, прожив с нами семьдесят лет под одной крышей? Так что по обе стороны гражданской междоусобицы на Украине, увы, одни и те же советские люди. И отнюдь не либерального мировоззрения…
Даже юные политологи знают, что проповедуют современные либералы и чего добиваются. Если не отожествлять либерализм с конкретными неприятными личностями, считающими себя приверженцами этой прогрессивной идеи, то убеждения эти просты и близки каждому образованному гражданину. Всё ясно и понятно, хотя классическому либерализму больше трёх столетий. Ничего не изменилось…
Любой человек свободен от рождения и принадлежит сам себе. Не государству, не религии, не торговой корпорации, не управдому или старшине срочной службы. Никому. Человек сам распоряжается своим выбором, как ему жить, и ограничен лишь рамками общепринятых законов и правил. Прямо как социализм в теории, что было на практике с законами, перед которыми все равны, мы хорошо знаем. Однако, руководствуясь именно этими убеждениями, фактически и живут даже самые ярые приверженцы диктатуры государства или какой–то партии - коммунисты и патриоты-антизападники. Разве не так?
Не станем брать во внимание трескучий пиар ура-патриотов из «Единой России», не вылезающих из государственного телевизора и расхваливающих «реформированное» образование, а отправляющих своих детишек учиться в Швейцарию, как например, видный единоросс Сергей Железняк. Или ряд других депутатов и бюджетных миллиардеров, увозящих рожать своих жён и подруг за рубеж, а не в российские родильные дома. Это – другое, это – патриотическое лицемерие.
Если же посмотреть, как поступают в своей повседневной жизни простые патриоты-государственники, картина интересная. Кто из них согласится, чтобы ему указывали, где работать, где жить и диктовали, где учиться, в каком магазине и что покупать? Нет таких. И быть не может. Все люди в обыденной жизни ведут себя как отъявленные либералы, когда речь идет, конечно, об их личной жизни. А вот для других эти же «государственники» выдумывают различные запретительные барьеры. Это и понятно. Так легче управлять, проще удерживать власть в своих руках бесконечно долго. Они даже выстраивают замысловатую идеологию сакральных запретительных мер, которые «благословляют» их диктовать остальным, как правильно жить и какому богу молиться. Или вообще - быть ярым безбожником, как требовали коммунисты, уничтожив православную Россию в 1918 году.
Даже лично мне не симпатичная жесткая позиция либералов против смертной казни и за право на аборты и эвтаназию, при внимательном рассмотрении не такая уж и противоречивая. И в том, и в другом случае речь идёт о жизни человека или его теле. Ни то, ни другое государству не принадлежит, и лишать жизни оно не имеет право. Тем более, если речь идет о современном российском правосудии! И правом на аборт обладает исключительно сама женщина, потому что тело принадлежит ей. То же самое с правом человека требовать для себя эвтаназию.
Возвращаясь к началу текста и читая убийственные призывы противоборствующих людей на Украине, горько сожалеешь, что призывы всё-таки стали реальностью, со зверствами, убийствами, заложниками и выкупом. Вот она идеология «классовой борьбы» сегодняшнего дня в страшном реальном воплощении. Идеология нетерпимости и ненависти к другим, имеющим другую позицию, иную точку зрения на происходящее: «Умрём за идеалы», «До последней капли крови». Знакомые, но не забытые, увы, кровавые призывы во имя революции, за любимого вождя и светлое будущее. Призывы несколько изменились, но люди опять умирают…
Погасить братоубийственный конфликт, не означает открыто встать на одну из сторон, какими бы благими намерениями это не объяснялось. «Факт» ещё в начале апреля предупреждал («Факт и компромат» № 14 от 4 апреля 2014 г.) о недопустимости вмешательства в дела братского народа. Это может лишь сильнее разжечь костёр взаимной ненависти. Увы, высокомерная власть никогда не прислушивалась к мнению, отличному от её собственного.
Призрак коммунизма давно ушёл с наших территорий, но ещё остался в сознании, в душах людей, взявшихся за оружие. И это - в любой стороне. Либералы далеко не ангелы, но их идеология, всё-таки, не направлена на насильственное переубеждение человека, на унижение или убийства людей, какому бы богу те не преклонялись. Но самоназначенные патриоты, сами живущие по либеральным правилам, упрямо используют в разрешении конфликтов чисто коммунистическую идеологию: «Победа или смерть».
Основная причина кровавого конфликта на Юго-востоке Украины, конечно же - бедность людей, бездарная вороватая власть бывшего президента Януковича и запредельная коррупция, разложившая украинское общество. Всё то же самое присутствует и в родном отечестве. И только продажа полезных ископаемых позволяет регулярно выплачивать нищенские пенсии, которые, естественно, выше, чем на Украине, обделенной углеводородами.
Но факт остается фактом - спровоцировали братоубийственные столкновения украинские националисты – государственники. Сделали это чисто по-совковски, начав новую жизнь и демократические реформы с… отмены русского языка, как второго государственного, на котором общается, по разным оценкам, до 80 процентов населения страны. И хотя исполнение провокационного решения было потом приостановлено, зерно упало в подготовленную почву. Или раньше, когда вдруг надумали жёстким административным путем изменить приставку «на» и поменять на «в». Не «на Украине», а только «в Украине». Как это важно для отсталой неэффективной ещё советской экономики страны! Видимо, важнее ничего не было для патриотов–государственников, начавших строительство самостийной державы. Мнение же людей, которые представляют эти реформы по–другому, коммунистических приверженцев не беспокоит, они вполне серьёзно всё ещё ощущают себя авангардом трудового народа. И раньше с инакомыслящими вообще не церемонились: преследовали, высылали, шельмовали, сажали в тюрьму, убивали. Сейчас так грубо, конечно, стараются не поступать, но суть–то мало изменилась. Агрессивное враньё, передергивание достоверных фактов и победная истерика – арсенал пропаганды неокоммунистов. Увы, это всё по–прежнему действует на ещё советское сознание астраханцев. Но вот обратно в коммунистическое стойло нас всё-таки уже не загонишь…
Я, к сожалению, неполноценный либерал. Слишком глубоко застряли в памяти метастазы марксистско–ленинского мировоззрения. Для меня флаг и престиж родной страны – не пустой звук. Слава Богу, что хоть высокое понятие «Родина» давно не путаю с обыденным, часто раздражающим словом – власть. И если, опять же отбросить то хорошее, что, конечно же, было в годы советской власти – юность, здоровье, доброе отношение друг к другу и возможность пожаловаться на притеснение начальника, то в остатке – ностальгия и привитый с пелёнок тоталитаризм.
«Хлопцы, чьи вы будете,
Кто вас в бой ведет?
Кто под красным знаменем
Раненый идет?» - из революционной песни.
Николай Васильев, журналист, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 20 (581), 30.05.2014 г.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов