Давным-давно, ещё со времен эпохи возрождения, некоторые прекрасные европейские города являлись тем местом, куда, словно мотыльки к лампаде, слетались таланты со всего старого света.

Одаренная молодежь, философствующая об идеалах творческой тропинки, все же рассчитывала в итоге, при милости к ним рока, ощутить в этом и вполне материальную пользу, возрастающую по мере свершения высочайших тонкостей их мастерства.

Все мы знаем, что иной известный средневековый музыкант или скульптор, или архитектор, добившийся очевидного признания, в любой момент мог превратиться в очень материально состоятельного гражданина. Причем в последствие, еще и быть окруженным славой до конца дней и после, как создатель для своего времени каких либо выдающихся новшеств. Знаменитые ученые мужи тоже пользовались популярностью всегда, и в истории нашего государства заложен целый каскад фактов о том, как много в общемировом масштабе талантов породила наша земля. Таким образом, лик городов, наша с вами современная бытность – есть плод действия множественного человеческого ресурса, где судьбоносные роли выпали выдающимся стратегам жизни и композиторам в роде своего искусства. Хотя в России имена многих почему-то вспоминаются редко, а если и вспоминаются, то лишь благодаря тематическим фильмам в экранах телевизоров.

Помнится также – что многие талантливые инженеры, ученые и изобретатели советской эпохи – будто античные и средневековые умы, тоже всегда были окружены ореолом особенного светского положения. Их разработки становились достоянием цивилизации, принципы, выведенные из научных изысканий, позже становились основаниями открытия новых направлений в фундаментальной науке. С искусством в советский период тоже было не все абсолютно гладко, но престиж творческой профессии все же был очень высок. При этом в разных областях страны славились, в общем-то, разные специалисты. В производственные центры СССР шло притяжение одаренных тружеников, народных умельцев и руководителей со стажем и профильным образованием. А, к примеру, самые дальние окраины с самобытными советскими людьми становились колыбелью людей тех профессий, что связаны с творческими направлениями. Например, всем хорошо известны выдающиеся, рожденные в СССР, артисты песенного и театрального жанра - уроженцы солнечной и цветущей Грузии и живописной Армении. Во многих народных республиках, хотя и считается, что тогда было более жесткое время, народы продолжали заниматься в основном традиционными промыслами. Среди них также встречались свои самородки. Например, в Узбекистане и в ряде других южных областей ассортимент по-восточному наряженных рынков всегда изобиловал красочными изделиями, коврами ручной работы, выполненными местными умельцами.

А фрукты и овощи южных окраин страны в центральных областях на прилавках не залеживались. И все это пользовалось спросом по всему Советскому Союзу. Да и до сих пор у иного астраханца можно встретить красочный и поныне антиквариат, привезенный еще отцом из поездки на солнечный юг. А вот за фруктами очереди ждать теперь не нужно – они в сезон, на каждом шагу. А зимой их найдешь в любом маркете. Но стало очень заметно, что человеческий труд и талант в современном российском историческом этапе цениться начал в каких-то других, не виданных доселе категориях. Почти каждый нынешний житель Астрахани может легко припомнить, что нередко приходилось быть ему на грани нелегкого выбора, когда стимул денежной оплаты перевешивал творческую потребность, после чего занятия любимым делом отодвигались в пользу решения финансовой стороны. Это произошло от реального сужения потребности в одаренных людях в 90–х, начале нулевых. Признанные сегодня многими экспертами итоги приватизации являются ягодками процессов, захлестнувших страну после распада взаимосвязанной экономики СССР. Производственная и товарная взаимосвязь всех уголков страны являлась тем фактором, который обеспечивал необходимость существования специализированных производств. Крупные производственные базы были сформированы так, что каждая из них обеспечивали своим специфическим товаром всю страну, или тот ее участок, где они были необходимы.

Заказчиком, выполнявшим, однако, строго лишь регуляторную функцию, было само государство. Когда эта система рухнула, то куда сбывать, стало непонятным. Тут у страны возникла как бы кратковременная позиция по поводу необходимости – дать оставшимся предприятиям и хозяйствам талантливых и смелых руководителей, которые смогли бы оживить и запустить заново маховик производственной сферы. Именно это было официальным обоснованием необходимости проведения приватизации. Однако, вместо оживления производств многие собственники нацелили свои усилия на постепенную распродажу доставшегося им имущества. Грамотные специалисты - люди творческого склада - оказывались никому не нужные, в лучшем случае уходили в торговлю, которая в отличие от производственной сферы стала бурно развиваться. В этой ситуации тяжелее всех пришлось людям искусства. Сколько талантливых актеров, музыкантов и художников сгинуло в девяностых. Зато скольких бездарностей взрастило это время. Таких, например, как астраханские чиновники.

Одаренность их прослеживается лишь в плане заполнения деньгами собственных карманов. Наладить жизнь города - для них слишком дорогое удовольствие, требующее непомерных для них творческих усилий. Половина Астрахани в развалинах, в центре города ничего особенно интересного за время правления нашего мэра не появилось. По всей видимости мэр собирается просто дотянуть свой срок и отлучиться на заслуженный отдых, так ничего особенного и не сделав для города. Сейчас многих горожан стал интересовать вопрос о том, кто придет на смену Столярову. Ведь все понимают, что требовать гениальных преобразований от действующего руководителя – дело пустое.

В древности великие умы задумывались над проектами универсально отлаженных городов. Помнится еще Платон и Аристотель в своих трудах создавали проекты идеального города и описывали качества правителя такого города. Конечно, их концепции в нашей нынешней реальности малопригодны, но и среди современников встречаются, в том числе и среди астраханцев, люди, раздумывающие над подобными вопросами не только с точки зрения обнаженной философии. К примеру, есть в нашем городе группа людей занимающихся поиском решения проблем энергетики. Успешное решение этого вопроса может снабдить астраханцев независимыми и экологическими источниками энергии и отопления. Существует также перспектива реорганизации системы добычи питьевой воды напрямую из почвенных слоев, насыщенных влагой, и системы очистки ее при помощи индивидуальных приспособлений. Это позволило бы решить множество проблем, связанных с коммуникациями, и полностью устранить вредные воздействия на окружающую среду. И подобные проекты не выгодны лишь тем, кто привык кормиться с руки организаций – поставщиков всяческих благ, с их бесконечными ремонтами и поломками линий снабжения. Есть в нашем городе и прекрасные умельцы, на которых бы стоило тоже обратить внимание, это скульпторы, художники – практики в своем деле. Сейчас они перебиваются случайными заказами, а зачастую просто вынужденно занимаются не свойственными им делами.

А ведь город мог бы обзавестись, благодаря их навыкам, к примеру, фонтанами со скульптурной композицией на астраханскую тематику, которые бы смотрелись не хуже, а даже лучше, чем питерские. Другой бы – грамотный руководитель, использовал эти возможности во благо и процветание Астрахани.

Умение руководителя не в том, чтобы восседать на почетном кресле руководителя, а в том, чтобы уметь вовремя предугадывать тенденцию развития и грамотно расставлять приоритеты. Руководитель должен понимать суть вопроса преобразования, в котором ставится целью долгосрочное и выгодное нововведение. В свою очередь для руководителя города не последней задачей является создание условий, при которых город наполняется осмысленностью взаимодополняющих действий горожан, когда каждому нашлось бы применение по способностям и таланту.

Поэтому астраханцы и связывают свои надежды со сменой руководства города, видя в этом лишь благо для нашей Астрахани.

Владимир Стразов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 31 (540), 16.08.2013 г.