Свой театр оперы и балета - звучит гордо! Да ещё и такой шикарный - в виде огромного средневекового замка, стоящего на возвышенности с фонтанами и блестящей подсветкой и ажурной решёткой, опоясывающей по периметру всё это великолепие! Красота!
Пока что в этом замке нет всех необходимых коммуникаций, не оборудованы подсобные помещения и репетиционные залы. Переехать туда артистам на постоянное место жительства удастся не раньше 2013 года. Но это отдельная тема. А пока коллектив театра там дал несколько концертов, а новые пока что не планируются. Добро пожаловать в парк Аркадия, где коллектив артистов постоянно обитает.
Речь пойдёт об отдельных представителях этого коллектива.
Жил-был астраханский балет. И жил, надо сказать, хорошо. Под руководством прекрасного дальновидного и исключительно творческого руководителя - Л.П. Сивицкой. В прошлом ведущая балерина с огромным опытом работы отдавала всю душу театру. Выпускала новые постановки балетов, приглашала звёздных хореографов из Большого театра и сумела не только организовать, но и вывести на высокий профессиональный уровень детскую студию при театре. И было так пятнадцать лет. Но, видимо, много творчества вредно - ведь бездарности должны тоже где-нибудь работать. И прислали к нам «заморского» американо-челябинского скандально-известного хореографа господина Уральского.
В первые две недели своего руководства Уральский умудрился махом снять все двенадцать наименований балетов, которые шли на астраханской сцене, включая творения таких звёзд, как Л. Семеняка и В. Пак. Начались вызовы в кабинет «по одному», после чего шесть человек сразу же покинули труппу, со слов Уральского, как профнепригодные, а затем уволились ещё трое. К слову сказать, господин Уральский в Челябинске творил такие же «репрессии» - открытые письма артистов опубликованы в интернете. Хотя хореограф и кичится бесконечными званиями и регалиями - он развалил две балетные труппы в Америке и довольно крепкую труппу артистов в челябинском театре - артисты увольнялись «пачками» по 10-15 человек. После его ухода, а точнее смещения с должности, челябинцы с трудом восстанавливаются как после тяжелейшей разрухи. Естественно, такому горе-балетмейстеру нигде не нашлось места, тем более в его родной Москве. И вот его прислали к нам - в новый астраханский театр оперы и балета. За целый театральный сезон зрители ни разу не увидели ни одного полноценного балета (не считая детских «ёлок», которые были сляпаны «тяп-ляп», и то понятно - поджимали данные на всё 50 минут) и несколько концертов артистов балета состоящих из 8-9 номеров. (Надо сказать, что при Сивицкой гала-балеты включали 20, а то и более балетных номеров из шедевров мировой хореографии). Уральский считает, что астраханские артисты не имели права исполнять всё это, но как бы тогда поклонники балета могли прикоснуться к великому, не будь наших талантливых артистов и хореографа в лице Л. Сивицкой.
Зачем господин Уральский снял такие жемчужины мировой хореографии как «Бахчисарайский фонтан», «Жизель», «Пахита», «Шопениана» - непонятно ... Снять-то снял, а взамен ничего не поставил, лишив тем самым целый коллектив какой-либо работы. Надо отметить, что и оркестр, и хор, и солисты под руководством худ. руководителя В. Воронина работой обеспечены: опера выпускает по 2-3 премьеры в год, недавно оперный коллектив ездил в Москву на фестиваль «Золотая маска». Художники, декораторы, певцы, музыканты - все заняты делом, кроме балета. За что же такое наказание посылается людям творческим, порой отдавшим всю жизнь театру и балетному залу. Кто же дал право господину Уральскому так безответственно распоряжаться труппой, которую ему доверили, или для новых постановок закончилась фантазия? (Или может быть её вообще не было).
Тем не менее, Уральский продолжает кормить прессу рассказами о мифическом «Лебедином озере», к слову сказать, которое был обязан поставить по контракту в мае этого года и премьеры которого в мае, естественно, не будет - лебедей то всех разогнали.
В последнее время, как ни странно, увольняются артисты, даже те, которых он сам же и пригласил - ну это и понятно - спектаклей нет, гастролей нет, а жизнь балетного артиста очень коротка - пятнадцать-двадцать лет и выбрасывать целые сезоны, не выходя на сцену, мало кому захочется.
Две безуспешные попытки Уральского закрыть детскую балетную студию потерпели фиаско! Спасибо родителям - встали стеной за своих детей, чего, увы, не смогли сделать артисты труппы - но оно где-то и понятно, ведь хореограф сразу всех припугнул увольнениями - а кормить семьи-то надо...
Так вот что всё-таки интересно. Знает ли министерство культуры всю правду о том, что творится в театре или опять слушает туманные и лживые речи господина Уральского? Если нет, то советую почитать о его «подвигах» в интернете. Сейчас на пороге становления Нового оперного театра в Астрахани нужен совсем другой человек, дальновидный, болеющий душой и сердцем за творчество, за индивидуальности, надёжный руководитель и талантливый балетмейстер.
Господа министры, присмотритесь повнимательнее к подобным личностям, возглавляющим творческие коллективы, а уважаемая публика, если хочет иметь в своем городе балет и воспитывать подрастающее поколение на прекрасном - тоже, как мне кажется, имеет право голоса. Ведь искусство, всё-таки, должно принадлежать народу.
Вероника Лаврова,
"Факт и компромат" № 17, 25.05.2012.