Кто ты? Бигендер? Агендер? Андрогин?

Когда я смотрю на то, какой культ сегодня приобретает гендерная идентификация, слышу вопросы о том, сколько полов существует, как понять, кто ты есть – мышонок, лягушка или неведома зверушка, мне становится понятным, что дело не в культе тела – ключевого концепта сегодняшнего бытия. Тело потребляют (похудание и прочее), тело производят (пластическая хирургия, ботокс, антивозрастные кремы и т.д.), тело продают (для рекламы, для выгодного брака и пр.), вокруг тела строят индустрию фастфуда, развлечений, медицинские и религиозные практики…

Речь о другом.

Один суфий-отшельник, познавший тайны, сидел своей келье и вдруг услышал стук в дверь. Он подошел к двери и спросил:

– Кто ты?

И услышал ответ:

– Если бы я знал, кто я, я бы здесь не стоял.

Один из главных вопросов человеческого бытия на протяжении всей сознательной истории человечества был вопрос «Кто я?» Его решала философия, искусство, литература, живопись, религия, психология, театральная сцена… По сути дела все интеллектуальные и духовные поиски человечества были направлены на обнаружение ответа на этот вопрос.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Перстень счастья ищущий во мгле,

Эту жизнь живу я словно кстати,

Заодно с другими на земле.

И с тобой целуюсь по привычке,

Потому что многих целовал,

И, как будто зажигая спички,

Говорю любовные слова.

От ответа на этот вопрос зависели ответы на другие вопросы. «Что делать?» «Зачем делать?» «Как делать?» «Куда идти?» «Как жить?» «Для чего жить?».

Однако весь ХХ век происходило разложение, деградация интеллектуального дискурса, культуры, искусства. Образ в искусстве сменился знаком, «постмодернизм», хихикая, объявил о смерти автора, читателя, зрителя, человека в целом и деконструкции смыслов. Философия превратилась в обслугу политических трендов, гадалку и хранительницу отживших, устарелых идей. «Чего ни хватишься – ничего нет». Сложных вопросов стали бояться, от них начали бежать. Зачем? Живи легко! Просто! Ярко! Встань на сторону добра!

А вопрос «Кто я?» остался. И встал даже острее.

А раз есть вопрос – на него будет дан ответ. И его сейчас дают те самые «гендерные теории». Теперь этот вопрос решается через секс, пол, гендер, телесные ощущения, самоатрибуцию в рамках тела. Кто ты? Бигендер? Агендер? Андрогин? Цисгендерный гендерфлюид? Демигендер? Интерсексуал? Гендерквир? Гендерно-неконформный? Демибой? Демигёрл? Омнисексуал? Ответов «тела» столько же, сколько раньше было ответов философии и искусства и они все время множатся. Тем более, что самоатрибуция через тело довольно проста – тело это то, что всегда «под рукой», всегда с тобой, ближе всего к тебе, в отличие от ума, веры и интеллекта, в наличии которых еще надо убедиться.

Именно поэтому за самоатрибуцию в рамках гендера так сражаются, так держатся. Потому что это больше чем гендер – это ты целиком. И как католики били гугенотов, как большевики мочили буржуазию, как Болконский спорил с Безуховым, Базаров с Кирсановым, Лютов с Гедали, гендерквиры бьются сегодня с цисгендерами, лесбиянки и гомосеки с приверженцами традиционных отношений.

Ведь это не вопрос форм физических отношений, а вопрос самоатрибуции в целом.

Ответ на вопрос: «Кто я?».

Борис Якеменко