Уже первое сентября на носу, а учебные заведения всё ещё приглашают выпускников школ. Особенно те, где чувствуется явный недобор. Чуть ли не каждый час можно услышать по телевидению приглашение, к примеру, Астраханского филиала морской академии. Также поступают некоторые другие учебные заведения областного центра, публикуя объявления во всех средствах массовой информации, хотя списки зачисленных уже сформированы практически везде.

Это свидетельство плохой демографической ситуации в стране, сложившейся в лихие девяностые годы. Она не обошла стороной и Астраханский регион. Демографический кризис тех лет теперь больно бьёт по всем отраслям. В том числе и по образованию. Особенно по высшему. Всё дело в том, что в последние годы количество высших учебных заведений увеличилось в несколько раз, а количество выпускников школ уменьшилось. Даже на бюджетные места в государственных ВУЗах абитуриентов не хватает. А коммерческим учебным заведениям вообще приходится бороться за каждого школьника. И не удивительно, что администрации ВУЗов напоминают торговцев учебными местами, заманивая абитуриентов рекламой, скидками и специальными предложениями.

Понимая всю сложность с набором школьников в высшие учебные заведения, Государственная Дума страны пошла на принятие поправок в Закон «О воинской обязанности и воинской службе», согласно которым, гражданам, прошедшим госаттестацию по образовательным программам среднего общего образования и достигшим возраста 18 лет, предоставляется право на отсрочку от призыва в армию на период до первого октября текущего года. Те, кто не сможет сдать экзамены, пойдут служить и сдадут ЕГЭ повторно через год.

Весенний призыв уже прошёл. Зачисления в учебные заведения тоже заканчиваются. Те, кто не успел определиться с выбором: куда пойти учиться, скорее всего, осенью загремят «под фанфары». И пополнят не студенческие ряды, а солдатские. А это значит, что в учебных заведениях обстановка будет ещё напряженнее. Проще говоря, будет ощущаться нехватка абитуриентов. А их как только не завлекают. Зайдите на сайт любого учебного заведения и вы первым делом увидите перечень мероприятий. Естественно, приглашение на дискотеку «День знаний». Рядом объявления о днях открытых дверей, о стоимости обучения, приветствие ректора к поступившим на учёбу. И ни слова о качестве образования, ради которого, собственно, молодые люди и выбирают то или иное учебное заведение. Может быть, ВУЗ, в котором вы хотите учиться и неплохой. И преподавание там проходит на самом высоком уровне, но не этим привлекают будущих студентов, их ловят на количество дискотек, вечера отдыха, развлекательные мероприятия. Молодёжь любит развлечения. Это всем известно. Но именно это и является своеобразной насадкой для абитуриентов.

В отличие от любого государственного учебного заведения частное учебное заведение, как правило, поставлено в очень жёсткие условия. Им в буквальном смысле приходится выживать. И если государственный ВУЗ может прожить некоторое время и с недобором, то частное учебное заведение сразу же станет кандидатом на банкротство. Ведь живёт оно, как известно, только на плату, которую вносят студенты за обучение. Чем больше обучающихся, тем стабильнее оно себя чувствует.

В последние годы в нашей стране заканчивают школу 830-840 тысяч учащихся. А бюджетных мест 450-500 тысяч. За них, собственно, и идёт борьба абитуриентов. В первую очередь, самых талантливых и одарённых. Мест для них, в общем-то, хватает. Но где набрать почти половину из поступающих на бюджетную систему с хорошими школьными знаниями? Значит, на бюджетные места попадают и абитуриенты-середнячки. А куда денешься, если есть вакансии? Ведь свято место пусть и не бывает.

На какие только уловки не идут ВУЗы, чтобы привлечь выпускников школ! Некоторые ввели в штат специалистов по так называемому маркетингу. Маркетологи своё дело знают. И вот первые итоги их деятельности уже видны. Ряд учебных заведений предлагают студентам скидки на обучение, если те приведут в приёмную комиссию своих знакомых и друзей. В некоторых ВУЗах страны даже проводятся акции, которые так и называются «Приведи друга». За эту «услугу» назначена 10-процентная скидка за первый год обучения. И надо сказать, что такая идея маркетинга находит всё более широкое применение. В общем, маркетинг входит в образовательный бизнес. Другой формат привлечения студентов является интернет. Социальные сети одними из первых попали в поле зрения маркетологовых бизнес-структур. На что в дальнейшем пойдут учебные заведения с целью «завоевания сердец» абитуриентов можно только догадываться. Находящиеся в данный момент на грани разорения ВУЗы, особенно частные, негосударственные, в дальнейшем могут использовать и более агрессивные методы «вербовки» школьников выпускных классов.

Казалось бы, это здорово, что за тебя так борются. Значит, у тебя есть возможность выбора. К сожалению, это не совсем так. Ведь соблазняют-то абитуриентов, скажем, те же ВУЗы вовсе не качеством образования, не качеством образовательных программ. Вот в чём беда.

…На днях мой знакомый выпускник средней школы, окончивший её довольно неплохо, похвалился мне, что сдал документы сразу в три высших учебных заведения. И везде попал в списки зачисленных. Теперь вот думает, на каком из них остановиться.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 23, 06.08.11.