Выбор астраханских хозяек летом весьма велик: старые (и не всегда добрые) Большие Исады, не всем полюбившаяся, но популярная Лента, сети мелких Магнитов, Городков, Перекрёстков и всяких Михайловских. Как правило, приноровившись к какому-либо из этих супермаркетов или рынков, горожане становятся их постоянными покупателями. По массе причин: близость дому, цены, приятный сервис.

И всего этого можно в одночасье лишиться, просто задев товар с полки или попросив вернуть деньги за просроченную продукцию.

Удивительно, но, несмотря на пропаганду ТВ Закона о правах потребителей (программа «Контрольная закупка»), ни покупатели, ни, что более странно, сами продавцы и менеджеры магазинов законодательства до конца не знают, а кто-то и вовсе не знает о его существовании. Тем временем, маленькие мини-маркеты открываются в нашем регионе с

прогрессией летних пожаров в центральной полосе.

Вот недавний пример. Улица Татищева, университетский городок, казалось бы одно из самых выгодных мест для торговли. Студент ведь вечно голодный и вечно бедный, поэтому не всем по карману питание в вузовских отнюдь недешёвых столовых. На помощь приходят соседние магазинчики. Именно в таком и произошёл один неприятный инцидент. Покупатель нечаянно (в последствии это окажется очень важным фактом) задевает собой бутылку пива, стоящую на полке. Пиво разбивается. Покупатели оборачиваются. Прибегает ошпаренный охранник. Азиатская внешность позволяет сделать выводы, что скорее всего молодой человек - казах. Никакой национальной неприязни, просто этот магазин с явно русским названием почему-то держат казахи. По крайней мере, весь персонал там с востока. Не разбираясь, в чём дело и кто виноват, страж магазинного порядка кричит в голос на бедного покупателя: платите за бутылку. Начинается перепалка. Как оказалось, случайный прохожий не один год проработал в столичных маркетах менеджером и видит, что задетая тара стояла просто напросто неправильно. Без нужного расстояния от края полки, не под тем углом и так далее, как подобает. К тому, же в цену товара должна быть заложена определённая сумма, которая покрывает случайный бой или порчу продуктов. То есть материально магазин ничего не теряет. Никаких убытков.

Тем временем, охранник всё также разговаривает на повышенных тонах, но уже с использованием ненормативной лексики. Покупатель молча идёт к кассе, чтобы купить свою корзину продуктов и уйти. Однако здесь новый поворот событий. Кассир отвечает, что не станет пробивать товар, пока разбитая бутылка не будет оплачена.

За инцидентом наблюдал весь магазин и нужно сказать откровенно, что поведение персонала маркета никак не импонировало собравшейся публике. Скорее напротив. Было видно, что мужчине совсем нетрудно заплатить эти тридцать рублей за пиво. Но ведь это незаконно? И более того, с кем обсуждать этот вопрос? Ни менеджер, ни администратор не явились.

Возможно, магазин экономит на всём, даже на управляющих должностях. Вы можете сказать: а что такого, проще заплатить и уйти без скандала. Но давайте обратимся теперь к закону и посмотрим, как поступают в таких случаях даже дорогие магазины.

Согласно гражданскому кодексу РФ и статье 459 «Переход риска случайной гибели товара», риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. То есть если вы ещё не оплатили и не пробили товар, вы не являетесь его владельцем и ответственность за него не несёте.

По идее, если неправильно был расставлен и расфасован товар, то это проблемы магазина, но вам надо будет доказать, что это не вы все бутылки развалили, а именно не правильно он был расставлен, что и повлекло такие убытки. Если вас нечаянно толкнули, то здесь есть несколько моментов: во-первых, вы не должны носить товары в руках или в карманах. Для этого есть специальные корзины, а если она мала, берите тележку. Если достаточно места, то это очень сложно, чтобы кто-то вас задел и при этом вы разбили товар. Тут всё зависит от людей. Возможно, что человек, ставший причиной, на ваш взгляд, убытка, сам заплатит за этот товар, но в противном случае платить будете вы.

Поскольку кодекс говорит, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Чаще, конечно, люди разбивают в магазинах всякую мелочевку, но из мелочей и состоит жизнь, о чем свидетельствует ещё один пример. Пожилая дама, протискиваясь с тележкой сквозь уставленный коробками коридор, протянула руку за баночкой майонеза. Через секунду с грохотом и звоном бьющегося стекла вниз устремились 150 баночек. Прибежавшая вместе с администратором охрана заставила женщину оплатить на кассе

весь бой. Обязана ли она была платить? Да и к каким вообще поворотам судьбы должен быть готов потребитель, когда переступает порог магазина?

Требовать возмещения ущерба магазин может только тогда, когда гражданин действительно виновен, то есть, грубо говоря, взял бутылку в руки и не удержал. Однако посетитель магазина может не платить, если он опрокинул хоть целый стеллаж с дорогим коньяком Хеннесси, поскользнувшись на свежевымытом, но не вытертом насухо полу. Или разбил товар, пробираясь сквозь проход, заставленный коробками. Другой вариант, когда в гибели товара виновен магазин: вы аккуратно расположили товар на ленте кассового транспортера, кассир нажала педаль, лента дернулась, банки и упаковки посыпались.

На практике магазины часто идут навстречу покупателям: лучше поработать на дружелюбный имидж, чем качать права перед бабулькой, разбившей копеечный товар. Но есть в Астрахани и те, кто ради своего авторитета не потребуют с вас ни копейки даже за разбитый коньяк. Видимо, всё дело не только в законодательстве, но и в человеческих

отношениях.

Разве может пенсионерка оплатить разбитый стеллаж с майонезом? Или настолько ли страшна потеря одной пивной бутылки для магазина с ежедневной прибылью в несколько десятков тысяч рублей? Вопрос риторический, но ответ один. В случае скандала этот злосчастный супермаркет лишится постоянных покупателей, а это гораздо печальнее.

Татьяна Верная,

"Факт и компромат" №25, 20.08.10.