Комплексная проверка Счетной палаты вскрыла многочисленные факты нецелевого использования денежных средств руководством Каспийской флотилии.
Миллионы бюджетных рублей шли “налево”. Объемы махинаций могут поразить любого. Как это часто бывает, виновные отделались выговорами или, в худшем случае, увольнением - уголовные преследования в отношении растратчиков в погонах заведены не были…
Положение военнослужащих Каспийской флотилии давно можно охарактеризовать, как бедственное. В 1998-1999 годах денежное довольствие военнослужащим и заработная плата гражданскому персоналу выплачивались в основном с опозданием на 1-2 месяца, а в отдельных случаях - до семи месяцев. Критическая ситуация сложилась с финансированием ряда социальных и компенсационных выплат, которые в обревизованном периоде производились с опозданием от шести месяцев до двух с половиной и более лет. Обеспеченность частей и учреждений флотилии одеждой и обувью составляла 68%… Значительно ниже существующей потребности обеспечивалась флотилия горючим и смазочными материалами.
Несмотря на острую нехватку бюджетных средств, сложное экономическое и финансовое положение Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота, проведенной ревизией были выявлены факты нарушений в использовании государственных средств, выделенных на строительство и содержание флотилии.
Ознакомившись с результатами проверки, складывается ощущение, что некоторые руководители Каспийской флотилии страдают клептоманией...
ЩЕДРЫЕ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ
Указанные упущения создают реальные предпосылки для нарушений и злоупотреблений в использовании государственных средств, выделяемых флотилии на текущий ремонт зданий и сооружений.
В прошлом году была допущена переплата подрядчикам стоимости выполненных строительно-монтажных работ по текущему ремонту воинских зданий и сооружений на общую сумму свыше 440 тыс. рублей. Это происходило вследствие необоснованного завышения подрядчиками необходимых им сумм.
На флотилии не были приняты решения по возмещению материального ущерба, нанесенного государству недостачей имущества (мебель, стройматериалы и пр.) на суммы свыше полумиллиона рублей и продовольствия на 3,2 тыс. рублей, а также по выявленной настоящей ревизией недостаче дизельного топлива на 211,0 тыс. рублей.
Материалы по недостаче имущества направлены прокурору Астраханской области на дорасследование.
ИХ ТОЖЕ ИСПОРТИЛ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС
В то время как многие служащие флотилии вынуждены ютиться по углам, руководство флотилии неэффективно использует помещение 1 этажа общежития флотилии по ул. Керченская, 39.
После завершения в шесть лет назад первой очереди реконструкции общежития (2-5 этажи) данная жилая площадь была заселена семьями бесквартирных военнослужащих. А первый этаж общежития командование флотилии решило реконструировать под «нештатную» гостиницу для прибывающего на флотилию руководящего состава ВМФ и Минобороны. За счет внебюджетных средств для «гостиницы» с декабря 1998 года по июль 1999 года были приобретены дорогостоящая мебель, инвентарь и оборудование на сумму 323 тыс. рублей.
Следует отметить, что учет проживающих в «гостинице» с момента ее ввода в эксплуатацию не велся, никаких поступлений денежных средств за проживание в ней не было. Отсутствие у «гостиницы» официального статуса, существующее в настоящее время ее предназначение (для размещения ограниченного круга лиц, прибывающих на флотилию) создают предпосылки крайне неэффективного использования данной жилой площади, что неоправданно в условиях сложной жилищной ситуации на флотилии.
ФЛОТИЛИЯ КРЕДИТОВАЛА “АСТРАХАНЬГАЗПРОМ”!
Ревизия Счетной палаты установила факты искажения кредиторской задолженности (естественно, в сторону увеличения) перед поставщиками коммунальных услуг для нужд войск флотилии.
Так, бывшим начальником МИС флотилии подполковником Бацалевым и главным бухгалтером Пашковым были подписаны акты (по существу фиктивные) сверки взаиморасчетов с «Астраханьгазпромом» на 2 млн. рублей о якобы имевшейся перед ними кредиторской задолженности. Проведенная проверка установила, что фактически поставки по договорам с “Астраханьгазпромом” для флотилии в 1995 г. не проводились и флотилия не имела кредиторской задолженности перед ним по состоянию на 1 января 1996 г. Реальные поставки угля и других материальных ценностей под заключенные договоры начали производиться только в 1996 г.
Таким образом, было проведено беспроцентное кредитование коммерческой структуры (“Астраханьгазпрома”), что привело к убыткам Министерства обороны в виде упущенной выгоды на сумму чуть меньше одного миллиона рублей.
…КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ…
В обревизованном периоде должностными лицами Каспийской флотилии не принималось должных мер к погашению имевшейся дебиторской задолженности, которая по состоянию на 1 января 2000 года составляла 977,9 тыс. рублей. Из указанной суммы 26,6 тыс. рублей не поступают от организаций-дебиторов с 1997 года, в том числе:
от гостиницы «Гавань» – свыше 18 тыс. рублей (за полученные строительные материалы);от военторга № 417 – 7,5 тыс. рублей (за использованную электроэнергию);от ОАО МСЗ «Интернационал» - 0,9 тыс. рублей (за полученные строительные материалы). Несмотря на истекающие сроки исковой давности, необходимых действий по принудительному взысканию (в том числе в судебном порядке) к указанным должникам в обревизованном периоде не применялось.
Выявленные в ходе ревизии нарушения и недостатки свидетельствуют об отсутствии должного контроля за использованием государственных средств со стороны должностных лиц флотилии, контрольно-ревизионных органов Каспийской флотилии и Военно-Морского Флота.
ЗА БАНКУ ВАРЕНЬЯ, ЗА ПАЧКУ ПЕЧЕНЬЯ?
Продовольственная служба флотилии заключала контракты на поставку продуктов по ценам, превышающим среднерыночные цены в нашей области. Достаточно привести лишь пару примеров.
Фермерское хозяйство «Дина» поставило 8,1 тонны сухофруктов по цене 11 тыс. руб. за тонну, тогда как средняя цена в регионе составляла 8,8 тыс. рублей. Оно же поставило 2,5 тонны свинины по цене 34 тыс. рублей за тонну - это при средней цене в 32,7 тыс. рублей; лук репчатый - 3 тонны по цене 9 тыс. рублей при средней 8,8 тыс. рублей. Сумма неэффективных расходов по данным поставкам составила свыше 21 тыс. рублей.
По завышенным ценам поставляло хлеб белый и ржаной правление Волго-Каспийского поселкового потребительского общества, в результате чего его стоимость увеличилась на 11,1 тыс. рублей. С превышением средних цен на 1,4 тыс. рублей осуществило поставки хлеба и ЧП Хечоян.
Имелись масса других случаев поставок продовольствия по ценам, превышающим средние цены.
Общая сумма неэффективных расходов бюджетных средств на оплату продовольствия по прямым договорам продовольственной службы флотилии за указанный период составила свыше 187 тыс. рублей!
Кроме того, было списано около 50 тонн дизельного топлива на сумму 212 тыс. рублей в результате ошибок в учете, допущенных в период с 1993 по 1996 годы! Из-за бесконтрольности начальника службы горючего флотилии подполковника Бодни указанное количество дизельного топлива было списано с учета флотилии на основании отчета, представленного этой береговой базой.
КАК СЛЫШНО?
Должного контроля за использованием телефонов по прямому предназначению со стороны начальника отдела связи флотилии капитана 1 ранга Лашука не осуществлялось. За счет средств налогоплательщиков – на сумму 7,6 тыс. рублей – были оплачены междугородные переговоры личного характера.
119 комендатура в конце 90-х арендовала у астраханского городского узла связи два спецтелефона, установленных в кабинетах командующего флотилией и начальника штаба флотилии, для связи с администрацией Астрахани. Как выявила ревизия Счетной палаты, особой необходимости в аренде спецтелефона для начальника штаба флотилии не было. Но платили за спецтелефон исправно – по 11,3 тыс. рублей за каждый!
СТРОЙКА ВЕКА
В условиях нехватки бюджетных средств заказчиком строительства – отделом капитального строительства (ОКС) флотилии допускались случаи строительства дорогостоящего, повышенной комфортабельности жилья.
Так, бывший начальник ОКС флотилии подполковник Шарапов, в нарушение закона РСФСР 1991 года «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», без экономического обоснования и оформления решения на проектирование и строительство дома соответствующими должностными лицами Минобороны, заключил договор с превышением должностных полномочий на строительство по индивидуальному проекту 54-квартирного жилого дома по адресу: ул.Кубанская, д. 46 “б”, сметной стоимостью 4,1 млн. рублей в ценах 1991 года!
В нарушение этого же закона не проводилась экономическая экспертиза государственных инвестиций по данному дому.Не были учтены в полной мере интересы Минобороны при определении доли получаемого жилья участниками инвестиционного процесса - ОКС флотилии и ООО «ВЕК» в зависимости от их вклада в строительство дома.
Доля получаемого жилья, в соответствии с оплаченной ОКС флотилии суммой в базовых ценах, должна была составить 2706,9 м2 общей площади квартир.
В соответствии с протоколом распределения квартир в этом доме и расчетом средств, необходимых на завершение строительства, утвержденным бывшим начальником ОКС флотилии подполковником Костяевым, флотилия получила 2445 м2 или на 261,9 м2 меньше, чем сумма вложенных средств.
При фактической стоимости 1 м2 в 4130 рублей ущерб, причиненный государству, составил свыше 1 млн. рублей!
В результате допущенных нарушений ОКС флотилии при планировании, проектировании и строительстве этого жилого дома, квартиры в нем по общей площади (от 94 до 123 м2 трехкомнатные) значительно превышают площади и стоимость равнозначных квартир в домах типовых серий, применяемых в г. Астрахани.
Так, в жилых домах серии № 124-37-107/12 общая площадь трехкомнатных квартир составляет 63,42 м2, а в указанном «элитном» доме - в среднем 108,5 м2. То есть в 1,7 раза больше - в 2,7 раза дороже!
Также был введен кирпичный жилой дом на 69 квартир. Затраты на его строительство составили 10,4 млн. рублей, то есть, примерно те же, что и в доме №46 “б” по ул.Кубанская. При строительстве дома по типовой серии возможно было дополнительно получить свыше тысячи м2 жилья. Таким образом, действиями бывших начальников ОКС флотилии подполковником Шараповым и подполковником Костяевым было допущено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 3,48 млн. рублей.
КРУЧУ-ВЕРЧУ КАК ХОЧУ!
В нарушение Федерального закона и Указа Президента Дом офицеров флотилии и детский сад были переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность без решения Правительства.Так, на основании постановления губернатора Гужвина, решения комитета по управлению государственным имуществом Астраханской области (КУГИ Астраханской области) и командующего флотилией, здание Дома офицеров (стоимостью 1 млн. рублей), расположенное на территории Астраханского кремля, передано Дирекции охраны историко-культурного наследия области без решения Правительства Российской Федерации.Здание детского сада (стоимостью 500 тыс. руб.) аналогичным решением передано астраханскому филиалу Саратовской государственной академии права! И в то же самое время Каспийская флотилия из-за недостатка свободных зданий и сооружений вынуждено арендовать недостающие площади у различных коммерческих организаций. Комментарии, как говорится, излишни…
Растрата бюджетных средств шла полным ходом. Дело доходило до абсурда. При наличии в 2002 г. свободных 18 автомобильных боксов в военном городке № 31 «Т» (г.Астрахань), бывшим начальником этого ОМИС майором Авериным был заключен договор с КУГИ Астрахани на аренду гаража общей площадью 272,3 м2. Неэффективные затраты на аренду данных помещений составили 40 тыс. рублей.
Количество бесквартирных военнослужащих Каспийской флотилии составляет сотни людей. При наличии данного количества бесквартирных имело место необоснованное представление жилья отдельным категориям военнослужащих. На основании решения командующего флотилией вице-адмирала Масорина заместителю начальника 185 Центра боевой подготовки полковнику Шафикову, не имеющему права на улучшение жилищных условий, предоставлена квартира площадью 122,4 м2 при наличии у него квартиры на семью из 5 человек общей площадью 94 м2. Необоснованно предоставленная площадь составила 28,4 м2 и сумма неэффективно использованных средств – 100 тыс. рублей.
В этом же доме 11 семьям военнослужащих предоставлены квартиры с превышением существующих социальных норм (12 м2 на человека) на 81,9 м2. Сумма неэффективно использованных средств в результате этого составила 340 тыс. рублей.
Аналогичные проблемы существуют в финансировании квартирно-эксплуатационных, банно-прачечных, общехозяйственных, транспортных и других расходов, непосредственно влияющих на обеспечение жизнедеятельности флотилии.
Вместе с тем, несмотря на острую нехватку бюджетных средств, сложное экономическое и финансовое положение Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота, проведенной комплексной ревизией на флотилии выявлены нарушения и недостатки в использовании государственных средств и федеральной собственности.По имеющимся у редакции сведениям, все эти “ошибки” бывшего командующего Каспийской флотилии Масорина “взяты на вооружение” и новым руководством флотилии…
Глеб Иванов, "Факт и комментарий", 2003г.