Кукушата-2
В 2016 году 632 ребёнка-отказника обрели свой новый дом в астраханских семьях. А ведь они могли бы до совершеннолетия прожить в казённых домах, именуемых детскими. Это не может не радовать, потому что могло быть всё иначе. И, появившись на свет, они могли вообще оказаться выброшенными на улицу.

В последнее время уже неоднократно писалось о живых находках в подъездах, на скамейках в парках, в мусорных контейнерах…

Дико и страшно. Это не может не шокировать общественность. Как решить эту проблему цивилизованно? На западе, например, уже давно и эффективно решают её с помощью беби-боксов – специально оборудованных ящиков для анонимного отказа от новорождённого с целью передачи его на попечение государственным органам. Чаще всего места для беби-боксов обустраивают при лечебных учреждениях или церковных приютах.

В нашей стране проблема анонимного отказа от новорождённых тоже существует. Её сейчас обсуждают на самых разных уровнях. Мнения по легализации беби-боксов противоречивые и самые противоположные. В том числе и в Астраханской области. Об этом я уже писал. Материал был опубликован в газете «Факт и компромат» 29 июля 2016 года. Под заголовком «Кукушата». Но ввиду того, что тема довольно серьёзная, решил обратиться к ней ещё раз. Законопроект разрешающий устанавливать беби-боксы по решению региональных властей, был внесён на обсуждение в Госдуму ещё в конце 2015 года. А проект, объявляющий беби-боксы вне закона – в середине года минувшего. Таким образом, депутаты хотят найти альтернативу убийству. Ведь отказ от ещё не родившегося ребёнка, а проще говоря, аборт – это самое настоящее убийство. Иначе не назовёшь…

Инициаторы альтернативных законопроектов сенаторы Елена Мизулина и Вадим Тюльпанов яростно отстаивают свои точки зрения. А они у них прямопротивоположные. Мизулина стоит горой за то, чтобы беби-боксы не устанавливались, потому что не считает их панацеей. И объясняет свою позицию следующим образом: в 9 из 13 российских регионов, где установлены беби-боксы, прокуратура признала их законными. Появление беби-боксов, уверена она, приведёт к увеличению детей-отказников и значительно увеличит риск торговли детьми. А кроме этого нарушается право новорождённого на идентичность, на его право знать своих родителей. Именно поэтому она настаивает на внесение изменений в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Это, мол, позволит законодательно запретить «создание условий для анонимного оставления детей после их рождения».

А вот Тюльпанов ярый сторонник беби-боксов. Он считает анонимную передачу отказных детей необходимой мерой. По его мнению, беби-боксы позволяют спасти детские жизни. И заявляет, что «окна» для приёма новорождённых существуют в России в нынешнем виде уже более семи лет. Правда, всего в 11 субъектах. И законопроект, который он предлагает, решит, мол, легализацию отказников в регионах и предоставит им право самим решать: нужны или не нужны им беби-боксы. По его данным, за всё это время было спасено более 50 новорождённых.
В общем, пока идёт словесная перепалка. И как считают аналитики, шансы у обоих законопроектов практически равны.
Есть и другие мнения. Минздрав, например, приравнял беби-боксы к террористической угрозе. Замдиректора департамента медицинской помощи детям службы минздрава Олег Филлипов отметил на «круглом столе» в Госдуме, что анонимность при оставлении ребёнка в беби-боксах увеличивает рост терроризма в стране. Аргумент террористической опасности «окон жизни» имеет обоснования. В ящик, который называют беби-боксом можно подложить всё что угодно. В том числе и взрывчатку. Таков аргумент одних, а другие считают не гуманным бросить новорождённого в ящик. Лучше было бы передавать ребёнка из рук в руки.

Короче говоря, сколько людей, столько и мнений. Есть свои доводы и у православной церкви. Она испокон веков отводила особое место семье. А брак – это одно из семи христианских таинств и ведёт своё начало от времён ветхозаветных. В те времена считалось, если нет в семье детей, то это является проявлением немилости Бога к супругам. Поэтому родители молились Всевышнему о даровании детей. Поэтому странно воспринимаются случаи, когда рождение детей воспринимаются не как дар Божий, а как обременительная, ненужная случайность. Вот и бросают новорождённых, как кукушки свои яйца в чужие гнёзда. Пусть мол, другие воспринимают и заботятся. Очень удобная позиция.

Законопроекты о бэби-боксах ещё не приняты Госдумой, а на рассмотрение уже вынесена инициатива о выплате социальных пособий для детей сирот, родители которых неизвестные. Их хотят приравнять к правам сирот, потерявших кормильца, которые такое социальное пособие имеют. Специально для детей, не имеющих в свидетельстве о рождении сведения об обоих родителях. Это и есть те самые подкидыши, от которых при рождении избавились по самым разным причинам. Для пенсионной системы, по мнению разработчиков этой законодательной инициативы, финансовая нагрузка будет небольшой и составит 110 миллионов рублей в год. Правительство в целом законопроект поддержало, но со своей стороны добавило: как только ребёнок будет усыновлён, эту социальную поддержку с него снимут.

Совет Федерации подготовил поправку к законопроекту, предписывающую, что новый вид социальной поддержки подкидыши будут получать до совершеннолетия, а учащиеся в общеобразовательных школах – до 23 лет, вне зависимости от того, нашли они свою семью или нет. Исключением могут быть только те случаи, когда новые родители захотят сохранить усыновления в тайне.

Борис Касаткин астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №6 (716), 2017 г.