Каких бы высот не достигла наука и техника, но главный показатель развития общества — это уровень культуры. Поэтому министерство культуры считается одним из самых важных среди министерств Астраханской области.
Уровень культуры нашей астраханщины достаточно высок, и в этом заслуга не только министерства, вплотную занимающегося этим важным вопросом, но и ряда общественных организаций и конкретных лиц. Где бы была сейчас культура Астраханской области, если бы не Астраханское отделение Союза писателей России во главе с его ответственным секретарем, писателем, казаком, патриотом земли русской и астраханской, лауреатом множества престижнейших литературных премий Ю. Щербаковым? Ответ один: в полном загоне, а всё население грызло бы семечки и нюхало ацетон.
Но нельзя останавливаться на достигнутом. 1,5 года в министерстве культуры Астраханской области велась планомерная работа над системной стратегией развития учреждений культуры. Время кипучей творческой работы и мозгового штурма не прошли даром. Стратегии разработаны.
Теперь на картинную галерею им. П.М. Догадина работает круизный теплоход «Астра», открылся музейно-культурный центр «Дом купца Тетюшинова», а на баланс галереи поступил памятник федерального значения «Дом Шелехова».
Оживилась работа музея Велимира Хлебникова. К таким захватывающим мероприятиям, как «Автобусная экскурсия по хлебниковским местам» и «Литературная карта города», может вскоре добавиться открытие экспозиции «Авангард». Астраханцы, кстати, давно и с нетерпением ждут подобной экспозиции, - это их волнует гораздо больше повышения цен на гречку...
Удивительно, но библиотек — этих настоящих очагов культуры - стратегии не коснулись. Никто не подумал, как пополнить и осовременить книжный фонд библиотек, сделав их более привлекательными для читателей. А зачем? Библиотеки просто тупо закрывают. За ненадобностью.
Во время написания заметки очень в тему поступило письмо нашей читательницы. Приводим его без изменений.
«Во мне борются два человека. Я очень люблю критиковать, и от моего всевидящего ока не ускользнёт ни одна деталь. Но, с другой стороны, я – женщина и чувствую сердцем. Поэтому мне сказали ласковое слово, встретили хорошо – я и рада.
Так вот и с музеем. Всё, что касается людей - мне очень понравилось. Во всяком случае, это оригинально и ново, для Астрахани. Персонал весь одет по моде того далёкого времени. Кафтаны-сарафаны. Да и речь их изобилует всяческими архаизмами, как-то - «таперича, не то, что давеча», «папенька и маменька», «надысь» и т.д. Что придаёт особый колорит экскурсии. Да и, вообще, все они, какие-то тёплые, милые и уютные. Интересно рассказывают о доме и его обитателях. Если есть желание, то можно и свадебный обряд там провести по старым русским традициям. Да и фотографии из такого славного кусочка старины неплохо разбавят обязательный астраханский свадебный набор памятных мест для запечатления молодожёнов: площадь Ленина - вечный огонь - Лебединое озеро - мост влюблённых. Ещё в музее будут проходить выступления фольклорных коллективов. Планируется открытие кружка для юных рукодельниц.
В общем, это всё, что я хотела сказать хорошего о доме купца Тетюшинова.
Теперь о плохом. По официальным сведениям в реставрацию дома-музея вложено 70.5 млн. рублей. Слов нет. Просто реально их нет. Куда дели деньги? Каким, именно, рабочим рубить руки за такую грубятину? Кто принимал проект? Бедный Тетюшинов переворачивается в гробу, вместе со своим семейством. Никогда бы купец первой гильдии не позволил себе жить в таком отвратительно сделанном доме. Неряшливо выполнена деревянная резьба. А ведь она главное украшение всего дома. Издалека – да, смотрится неплохо. А при ближайшем рассмотрении неаккуратные зазубренные спилы. Такое ощущение, что строители работали спустя рукава, тяп-ляп. Одна надежда на время и дожди…
Совершенно нелепого вида паркет, хотя посетитель, который тоже принимал участие в экскурсии, сказал, что это ламинат. Ну, не могло быть такого паркета (или тем более ламината) в купеческом доме. Это русский стиль, там могли быть дощатые полы, но никак не это убожество. Трубы отопления и батареи можно было и спрятать. Почему они на виду? Это, как минимум не красиво, а как максимум не вписывается в концепцию дома. Шикарнейшие изразцовые печи, конечно же, восстанавливать не стали, а просто оклеили обоями. А что? Дёшево и сердито.
Вообще, весь музей, вся его обстановка, ремонт - из серии «чистенько, но бедненько». Ребята, это купец первой гильдии, судостроитель, меценат. А нам показывают какую-то жалкую мебель, турецкие шторы, копеечные люстры, дешёвые репродукции. Я понимаю, что хорошее финансирование и музейное дело – это разные понятия. Но музей оставляет двоякое впечатление. Идея – замечательная, а исполнение, как обычно, хромает.
И как всегда – коронная фишка астраханских строителей. Вырубить деревья, посадить газон и уложить плитку. Плевать нам на жару, плевать на уродливый коричневый забор, который мозолит глаза. Так удобней.
Отдельно хотелось бы отметить двери. Это - кошмар. Уважаемые, а вернее, неуважаемые мной строители. Вы бы поставили себе такие домой? Думаю - нет. Почему я обратила внимание на двери, потому что я знаю, что такое двери в купеческих старых домах. Они массивные, тяжёлые, добротные. Такая дверь, если упадёт плашмя, то запросто убьёт человека. Потому что, она - на века, потому что она с любовью сделана. А то, что стоит между комнатами и на входе в музей - это плохо отшлифованный кусок не самой лучшей древесины. Это дёшево и это бросается в глаза. Позор Вам.
Ефросинья Киркорова».
Вот такая у нас «культура». Кстати, я тоже посетил «дом купца самой первой гильдии». Меня поразили больше всего два сиротливых потрепанных коврика в гостиной, а также современная литографическая икона святителя Николая в кабинете хозяина. Неужели в запасниках наших музеев не нашлось недорогой иконочки XIX века? Всё это в сочетании с потраченными 70 миллионами рублей и со 100-рублевым входным билетом создаёт странное чувство обворованности.
Автандил Камикадзе,
"Факт и компромат" № 29, 17.09.10.