Суенбике вот уже более пяти веков будоражит умы и сердца многих народов: татар, ногайцев, казахов, Московской Руси. Её судьба восходила от беззаботной девочки ногайских степей до Казанской царицы и московской почетной пленницы, жены двух казанских ханов и касимовского хана.
О Суенбике за это время сложилось столько легенд, баллад, поэм, песен, что очень трудно отделить легендарный образ от реальной жизни исторической Суенбике, но мы постараемся на основе исторических источников поведать о жизни и судьбе, взлетах и падениях, радости и горестях средневековой тюркской женщины.
Суенбике от ногайского «Суен» - «радость», «бике» - знатная дочь, родилась (примерно) в 1518-19 годах в семье знатного ногайского князя Юсупа. У Юсупа было 8 сыновей, наконец, родилась долгожданная дочь. Мулла, по обычаю, в ухо младенца три раза прокричал «Суенбике». Отец, всесильный князь, водящий в походы 200 тысячную конницу души не чаял в дочери, воспитал её как вольную, степную амазонку. Она целыми днями скакала на лошади с подругами по степям. Около города Сарайчика на реке Урал было озеро, названное «Секер-корл» - «Сладкое озеро», где она часто плавала с лебедями, а они считали её кормилицей, девушкой-лебедем.
Зимой княжеская семья и знать жили в Сарайчике, с весны до глубокой осени ногайцы выходили на «джайляу» - кочевая. Улусом Юсупа были степи от Яика на восток до Сырдарьи, а его брат Исмаил - в Поволжье от Астрахани до Казани. Запущенной стрелой быстро пролетело детство, Суенбике выросла в статную красавицу, волнующую сердца ханских сыновей и степных батыров. В те времена знатные девушки по велению отцов, по политическим мотивам, выдавали замуж за ханов и правителей.
Летом 1532 года в ставку Юсупа прибыли сваты из Казани, знатные беки Алай, Кадыш, Котлы-Булат, просить Юсупа выдать Суенбике за казанского хана Джанали.
В те времени политическая ситуация в Поволжье сложилась от противостояния Московской Руси с Казанским ханством, а третьей стороной в их конфликтах была сильная Ногайская Орда. Будучи протекторатом - зависимым от Москвы Великого князя Василия III - казанская знать планировала с помощью ногайцев избавиться от Москвы, а Казань для ногайцев была местом торговли лошадьми, овцами, кожей, мехом. Сделка-сватовство состоялось, Суенбике предложено было ехать в Казань. Естественно, о любви Жангали и Суенбике не было и речи. Суенбике - известная красавица, вольная дочь степи, а Жангали - слабый, безвольный марионеточный хан. Юсуп мурза отдал любимой дочери богатое приданое, её сопровождали многочисленные мамки - «айе», «мама», подруги и самое ценное для Казани, 300 всадников-гвардейцев.
Суенбике ещё не успела освоиться с дворцовой жизнью города, как казанская знать подняла мятеж против хана Жангали, во главе мятежа стояла ханша Хуршида и Булат - бек. Жангали был убит, Суенбике осталась вдовой. На казанский престол был приглашен Сафагирей из крымской династии. Ему было 24 года, он был мужественным знатным воином, волевым правителем. Суровый хан был пленен красотой и умом Суенбике, а она на сей раз сама дала согласие. Хотя она была пятой женой хана, но Сафагирей её ставил главной, любимой женой. Вскоре родился их сын, дитя любви Утемишгирей, будущий хан Казани.
Москву тревожило усиление и независимая политика нового хана, походы ханского войска на Нижний Новогород, Муром, Владимир, Кострому, грабёж и разорение окраин Москвы. К тому времени в Москве умер Великий князь Василий III, а Иван IV был в малолетстве. Эти события не позволяли наказать Казань, пока необходимо было ослабить Казань, изнутри опираясь на промосковскую партию знати. Мятежных беков не надо было долго уговаривать. Как новгородские бояре, тесно связанные, своими богатствами с европейскими купцами брали и выгоняли князей, так и казанская знать больше боялась сильного хана и готова была присягнуть Москве. В 1546 году против хана поднялся мятеж, Сафагирей вынужден был с женами бежать в Орду, к отцу Суенбике. Оставив семью в Сарайчике хан прибыл в Хаджи-Тархан (Астрахань), в Крыму прося военной помощи восстановиться в Казани.
В 1547 году в сопровождении ногайского войска Сафагирей взял казанский трон. Суенбике вернулась в Казань, стала налаживать жизнь, выхаживать младенца-сына, но не надолго длилось материнское счастье, через два года внезапно умер Сафагирей, Суенбике снова осталась вдовой. Казанцы малолетнего Утемишгирея объявили ханом, а мать - регентшей - «ханбике». На короткое время Суенбике стала фактической правительницей Казани. Настали труднейшие, тревожные дни; агрессивная местная знать, давление Москвы, единственным советником был начальник гвардии Кошчак. Суенбике собрала волю в кулак, сблизилась с простыми горожанами, укрепила казанский кремль (по легенде, ею построена новая башня, названная в её честь «башней Суенбике»), собрала возможное войско, отправила своего человека к Ивану IV, от имени хана Утемишгирея прося мира и согласия между Москвой и Казанью, направила послов к отцу в Сарайчик об оказании помощи. В Казань прибыл её брат Юнус с отрядом ногайцев. Казанцы любили Суенбике и всячески поддерживали дела царицы. По отзывам современников того времени, она оказывала содействие в развитии литературы, поэзии, воспитанию девушек. К сожалению, судьба Казани была предрешена, казанская рулетка, закрученная Иваном IV и казанской знатью медленно, но уверенно раскручивалась.
Казанские беки Суюрган Сайд, Габдулла бахши отправили Ивану IV ярлык - грамоту с просьбой прислать войска и о взятии Казани.
Весной 1551 года Иван IV отправил войско на территорию ханства, повелев заложить крепость в устье реки Зея. Старания Суенбике отразить русское войско и ликвидировать крепость в центре ханства не увенчались успехом. Заговорщики решили: казанского хана Утемишгирея и её мать-регентшу Суенбике передать в руки Ивана IV, взамен прислать ханом касимовского царевича Шах-али, брата погибшего в Казани хана Джанали. Царь тоже понимал, что Суенбике является символом независимости Казани и будет жесткое сопротивление, князь Юсуп - покровитель дочери и претендент сам на Казань, будет постоянно вмешиваться в «казанские дела» Москвы, и Иван IV подыграл планам предателей. После соответствующих требований казанцам царь отправил князя Петра Серебряного в Казань за почетными пленниками. Эпизоды встречи П. Серебряного драматично описывает историк Хади Атласи: «Князь, войдя во дворец, сняв шапку, объявил царице волю царя и что он прибыл по поручению царя сопровождать её с сыном в Москву». Известие для Суенбике было неожиданностью и она застыла как камень. Через некоторое время она тихо произнесла: «Моя судьба в руках всевышнего, пусть будет исполнена воля царя», и упала в обморок. Весь дворец наполнился плачем. Громкие крики, плач привлекла казанцев к кремлю, слышались угрозы, в руках появились палки, камни. Петр дал возможность ей попрощаться с гробом мужа Сафагирея.
Обессилившую царицу и её сына вынесли на руках из кремля до кораблей в устье реки Казанки. Казанцы с плачем сопровождали ханбику до берега. Эти трагические события породили у татар «байты» - былины «Плач Суенбике», песни и поэмы. Падение Казани, потеря ханства, горечь этих событий породили у казанцев нереальные версии о том, что якобы Суенбике с сыном Утемишгиреем бросилась с башни Суенбике и погибла. Между тем, реальные события шли своим чередом. К 5 сентября 1551 года Суенбике и сопровождающие доехали до Москвы. Опытные московские царедворцы умело режиссировали спектакль почетной встречи поверженных пленников. В Казани шли плановые события Ивана IV. Шах-Али в сопровождении беков и мулл с 16 августа 1551 года стал править ханством, а уже в январе 1552 года эти же беки просили царя убрать Шах-Али из Казани. Покорный Шах-Али бежал из Казани в Москву, а оттуда в свой родовой Касимов. Знать пригласила ханом астраханского царевича Ядыгера. Ядыгером и была закрыта последняя страница истории ханства. 16 июня русские войска окружила город, и 2 сентября Казань пала.
Дальнейшая судьба Суенбике известна в фрагментах источников. Утемишгирей был крещён в православие под именем Александр Сафагиреевич и отправлен в Белоозеро, умер молодым, захоронен в Москве. Ногайские князья Юсуп, Исмаил в переписках с царем просили вернуть Суенбике на родину в Ногайскую Орду, но Иван Грозный, взявший Казань, отговаривался, что Суенбике выдана замуж по её желанию за касимовского хана Шах-Али. В 1554 году по велению царя она стала женой Шах-Али и последние годы жизни провела в г. Касимове (Городец) в Рязанской области. Это были годы трагических итогов жизни Суенбике. Единственный сын в Белоозере в 1555 году в междоусобной смуте в Орде погиб отец Юсуп, рядом ненавистный, нелюбимый муж. Умерла Суенбике где-то 1556-57 годах, а вот место захоронения её до сих пор неизвестно. Существуют версии: в Касимове в мавзолее касимовских ханов, в Сарайчике, или в Астрахани. Неизвестность порождает новые легенды. Последний раз имя Суенбике возрождалась в Казани в 1992 году когда радикально настроенная группа казанцев движения «Азатлык» - «Свобода» использовала Суенбике как знамя движения о независимости Татарстана от России. Многотысячная толпа скандировала лозунг «Азатлык» - «Суенбике», пятиконечная звезда на башне Суенбике была заменена исламским полумесяцем, было требование сооружения памятника бывшей царице, но нашлись трезвомыслящие мудрые руководители - образовалась Республика Татарстан со стабильным, прогрессивным развитием. Движение «Азатлык» постепенно заглохло, а имя Суенбике так и осталось в легендах. Ногайская общественность считает своим долгом дальнейшие исследования жизни и судьбы Суенбике, найти её останки и отдать достойные почести памяти выдающейся женщины средневековья.
Равиль Джуманов, историк, член Союза журналистов РФ,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 16 (577), 25.04.2014 г.