Летом 1970 года в Астрахань пришла холера. А с ней - инфекционисты, госпитали и обсерваторы.

ДИАГНОЗ: ХОЛЕРА

Все началось 27 июля, когда в инфекционное отделение больницы им. Бехтерева поступил сторож из Камызяка с симптомами желудочно-кишечного заболевания. Медики вначале не предполагали ничего опаснее сальмонеллеза, но, как и положено, сделали бак-посев на холеру: От лечения больному не стало лучше, и уже на следующий день заведующая инфекционным отделением Нина Александровна Вевюр заподозрила самое худшее. Результаты анализов подтвердили ее опасения: холера. Это было слишком страшно, чтобы поверить. Но больной умер. А в больницу стали поступать новые пациенты с тем же диагнозом - из Астрахани, Наримановского, Камызякского и Володарского районов. Массовая вспышка заболевания (более 150 человек) произошла среди работниц завода стекловолокна. Считается, что фактором передачи стал остуженный компот.

РУКИ НАДО ЧАЩЕ МЫТЬ

Зловещие слухи по городу поползли сразу, но власти боялись паники и молчали. 6 августа в газете "Волга" появилось интервью по мерам борьбы с острыми кишечными заболеваниями. В нем на "вопросы читателей" отвечал главный инфекционист Министерства здравоохранения РСФСР В. Р. Никифоров. А на следующий день в той же газете уже заместитель министра здравоохранения давал советы чаще мыть руки и не прибегать к самолечению. Ясно было, что не все благополучно в регионе. Но лишь в середине августа сообщения об эпидемии холеры в Астрахани напечатала центральная пресса.

В августе в Астрахань, прервав отпуска, съехались

главные специалисты по инфекционным заболеваниям страны, прежде всего заместитель министра здравоохранения СССР, главный санитарный врач СССР Петр Бургасов и заместитель министра здравоохранения РСФСР, главный санитарный врач РСФСР Константин Акулов. Всего более трехсот специалистов из других областей были мобилизованы на помощь астраханцам.

Была создана чрезвычайная противоэпидемическая комиссия, в которую вошли представители силовых структур, отраслей транспорта. Облисполком разработал правила по борьбе с эпидемией острых желудочно-кишечных заболеваний. Чтобы население постоянно помнило о нависшей угрозе, даже перед началом киносеансов показывали специальные научно-популярные фильмы.

Главным запахом лета стал запах хлорки, от которого першило в горле. Всем горожанам и организациям предписывалось иметь умывальники с дезраствором. Для профилактики следовало пить тетрациклин, который разносили по домам медсестры, и раствор соляной кислоты. Возбудитель холеры - вибрион Эль Тор - обожал щелочную среду, а кислоты действовали на него губительно. При малейшем подозрении на холеру следовало сообщить медикам. Симптомы страшного заболевания население выучило

назубок - тошнота, рвота, жидкий стул. В летнюю жару такие симптомы легко могли появиться при использовании не самых свежих продуктов. Раньше на это мало кто обращал внимания, но летом 1970 года самое незначительное расстройство желудка могло привести на! порог дома грозных медиков в спецодежде с наборов лекарственных препаратов и специнвентарем. Они проводили полную дезинфекцию квартиры (даже соседи потом еще как минимум неделю дышали хлоркой) и могли забрать несчастного астраханца со слабым желудком в больницу.

В августе в Астрахани был введен карантин. С 30 июля запрещен выезд граждан из города, а с 1 августа - въезд. 1200 километров - такова была протяженность внешней зоны карантина. Разрешение на выезд можно было получить, только предъявив справку о недельном пребывании в изоляторе-обсерваторе. В Астраханской области было создано 16 госпиталей и более двадцати изоляторов. Под них использовались школы-интернаты, школы, ГПТУ, Дома культуры, пионерские лагеря.

Родители, по каким-либо причинам уехавшие в отпуск без детей, в панике рвались в город. А из Астрахани с большим трудом выбрались артисты Иркутского музыкального театра, оказавшиеся в недобрый для них час здесь на гастролях, и писатель и режиссер Василий Шукшин, который именно в середине лета 1970 года решил выбрать натуру для съемок в

Астрахани фильма "Степан Разин". Экранизация не удалась.

ЛЕЧЕНИЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ

В Астрахани работало несколько госпиталей, в том числе и больница им. Бехтерева. Основным холерным отделением стало отделение, возглавляемое Вевюр. Практику прохождения поступающих больных через приемный покой отменили. Санитарные машины сразу везли людей с подозрением на холеру в отделение.

По словам Нины Александровны, главное было наладить работу так, чтобы больные не умирали, а персонал не заразился. Сначала врачи работали в противочумных костюмах, которые включали, помимо халатов, клеенчатые фартуки, перчатки, сапоги, респираторы. Но после приезда специалистов, работавших с холерными больными в других странах, выяснилось, что можно обойтись более простой одеждой.

Эти же медики порекомендовали главное средство для лечения холеры -раствор Филипса (раньше применяли физраствор). Главная опасность холеры - обезвоживание. У больных западали глаза, сильно снижалась температура. Им вводили огромное количество солевого раствора, только в первый час до 6-7 литров. Под капельницами больные обычно проводили по несколько суток. Главная проблема была в том, чтобы приготовить сотни литров раствора, поскольку больных поступало много (впоследствии были подведены итоги: заболевших насчитывалось более 1200 и выявлено почти столько же вибриононосителей). Больничная аптека с такими объемами не справлялась, и к процессу подключились другие городские аптеки.

Врачи работали без выходных по 12-16 часов в сутки. Их самоотверженность дала свои результаты; в начале сентября можно было говорить о победе над холерой. Хотя впоследствии, в 1971 году, в Астрахани еще будут появляться отдельные больные. Но это уже будет совсем не эпидемия.

По официальным данным, смертность от холеры в 1970 году в Астрахани составила менее 1% (около десяти человек).

ИТОГИ

Все астраханцы приобрели устойчивую привычку к мытью рук и ношению полиэтиленовых пакетиков, в которые продавцы отпускали хлеб (до этого был открытый доступ к хлебным полкам).

Центральные власти обратили внимание на Астрахань: началось массовое строительство больниц и санэпидстанций.

Слово "Астрахань" приобрело устойчивую ассоциацию со словом "холера": еще в течение лет двадцати приезжающие туристы потихоньку с благоговейным ужасом спрашивали, не обнаружен ли в водоемах злодей-вибрион. Впрочем, большая доступность пляжей и овощей шла не во вред астраханцам.

16 работников санитарной Службы получили правительственные награды, двое врачей-инфекционистов, Вевюр и камызякский врач Ермаков, - высшую награду страны орден Ленина.

По данным заведующей музеем истории медицины Надежды Дикиной, из шести пандемий холеры в России четыре проникли через Астрахань. В Европе впервые холера появилась в начале 19 века. В Астрахани в 1823 году 371 человек заболел, 192 умерло. Через семь лет скончалось уже четыре с половиной тысячи из шести тысяч заболевших. А всего в 19 веке холера унесла жизни почти 29 тысяч астраханцев.

Ольга КАЛИНИНА. Ольга ХВОРОВА.

"Комсомолец Каспия" №65, 18.08.10.