Льготный автолизинг – всё. Почему?

Экономист Константин Двинский раскладывает по полочкам ситуацию вокруг отмены российскими властями программы льготного автолизинга.

«Министерство промышленности и торговли вывело из-под действия программы льготного лизинга легкие и легкие коммерческие (LCV) автомобили. Данное решение отрицательно скажется не только на развитии отечественного автомобилестроения и внутреннего авторынка, но вызовет негативный эффект для всей экономики.

До настоящего момента ставки по лизингу отечественных автомобилей субсидировались за счет средств бюджета. В настоящий момент льготный лизинг будет доступен лишь для тягачей КАМАЗа, пассажирского транспорта от 9 мест и электромобилей.

Остановимся на рынке легкого коммерческого транспорта. По итогам прошлого года на внутреннем рынке было реализовано 90 тысяч автомобилей данной категории. Большинство (около 60%) как раз через программу льготного лизинга. Конечно, она пользовалась огромным спросом и была хорошим драйвером как восстановления рынка, так и драйвером развития автомобилестроения.

Почему важен именно сегмент LCV? 

Во-первых, легкий коммерческий транспорт преимущественно связан с малым и средним бизнесом. Чем быстрее идет развитие первого, тем, соответственно, лучше для второго. 

Во-вторых, в отличие от легковых и грузовых автомобилей, рынок LCV представлен преимущественно отечественными марками (доля >90%). Сейчас это ГАЗ и УАЗ. Плюс со второго квартала возобновится производство Lada Largus.

Как указано выше, в 2023 году рынок LCV составил 90 тыс автомобилей (рекорд 2021 - 144 тыс). По итогам 2024 года он имеет (имел?) возможность вырасти до 110-120 тыс. Но после значительного сокращения программы льготного лизинга в лучшем случае можно ожидать рост на 5-10%.

Причина подобного решения Минпромторга банальна. Это рост ключевой ставки до 16%, в связи с чем на субсидирование отраслевых программ требуется в несколько раз больше ресурсов, чем ранее (как, например, при ставке в 7,5%).

Например, если банковская ставка составляет 9%, а льготная – 6%, то субсидировать необходимо только 3%, зато когда значение первого вырастает в два раза, то субсидировать нужно уже 12%. Разумеется, таких денег в бюджете нет. Поэтому программы необходимо значительно урезать, ожидая снижения ставки.

Данная проблема, конечно, актуальна не только для рынка LCV, который является лишь одним из многих примеров. То же самое происходит и в аграрно-промышленном комплексе.

В общем, первопричина одна. И все прогнозы, которые мы давали с самого начала цикла повышения ключевой ставки, увы, оправдываются».