Лубочный магнит от музейного магната
В советские времена в ходу было такое слово, как «казёнщина» – очень ёмкое и полезное слово, имеющие массу синонимов (формализм, рутина, шаблон). И особенно печально, когда это мерзкое, неживое, пошлое понятие соприкасается с тем, что изначально положено считать возвышенным, одухотворённым, просветительским – с культурой.

Мы живём в уникальном со всех сторон, можно сказать, сакральном месте. Исторически и географически Астрахань немного не от мира сего город: его сочное многоцветие сочетается с отрешённой унылостью, а неповторимая уникальность здешних красот переплетается с торжественной пошлостью официоза. Последнее по сути своей опасно так же, как и полная катастрофическая запущенность, что так резко бросается в глаза приезжим и с которой многие астраханцы давно смирились.

На фоне разрушающегося уникального архитектурного наследия астраханской старины настойчиво чеканится обратная сторона городской эстетики, её новодельная сувенирно-безликая, строящаяся по шаблону «осётр-лотос», «вобла-рыбачок» субкультурка.

Обычное дело, скажете вы, что в каждом более или менее имеющем к туристическому бизнесу городе мира есть эта историческая парадигма истинного лица искусства и его эрзацев. Ведь проще продать незатейливый магнит на холодильник с пластиковой икрой, чем остановить солончак на фасаде разрушающегося особняка, отражающегося в вечной луже на углу улиц Дарвина и Лычманова.
Вот и оказался музейный комплекс нашего региона в руках конъюнктурного ремесленника: теперь и там реализация лубочного промысла стоит во главе угла. И в общей массе это откровенно безвкусные, бесполезные вещи, к тому же по необоснованно высокой цене.
Директор Астраханского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника, сибарит и артельщик Алексей Булычёв позиционирует себя как руководитель новой формации музейных сокровищниц нашего города. Он молод, энергичен, уверен в себе, его многолетнее производство банальных сувениров, которыми завалено полстраны, процветает.

У местных дарителей из многочисленных учреждений, которым нужно отблагодарить иногороднего гостя или юбиляра, обычно не хватает воображения, да и просто нет альтернативы – вот они и скупают бесконечных деревянных осетров от Алексея и его успешной творческой семьи.

Всё очень гладко получается: он – почти совершенство, любимец фортуны. Его хобби переплетаются с его же интересами для продвижения своего семейного бизнеса – в его распоряжении лучшие торговые и выставочные площадки областного центра. Ну, так всё хорошо сложилось у человека, заслужил, не спорю! Но лицо нашего края – это не механическая резьба по дереву уже почти не существующих рыб, не штампованные из пластмассы ненужности. Это – уникальная ковка, чудом уцелевшая, не познавшая ни одной реставрации, которая в скором времени просто превратиться в кусок арматуры. Это – необыкновенной красоты каналы, вдоль которых не водят регулярные экскурсии работники краеведческого музея. Эту пусть и запущенную, но всё-таки истинную красоту южного форпоста России никто профессионально не популяризирует. Музейное пространство необходимо расширять, выносить за рамки лубка и билетных касс. Развивать своеобразное музейное волонтёрство в противовес коммерческой безвкусице.

Астраханская культурная жизнь не может по сути своей быть кондовой, причёсанной, стандартной. И Алексей со всей своей лицеприятностью и лояльностью, имея к тому же такие коммерческие и ресурсные возможности, мог бы переступить за границы формализма и внести в своё творчество немного истины. Не все приёмы столичных музейщиков могут прижиться в провинции, но на определённых несовершенствах и первозданном упадке можно создавать определённые бренды, несколько отличающиеся от палок-черпалок с силуэтами воблы. Вся эта набившая оскомину символика нуждается в новых мотивах, которые лежат на поверхности городской старины. Нужно просто выйти за пределы Астраханского кремля, Алексей! Да, он у нас с вами самый красивый и величественный из всех крепостных ансамблей, но из него потихоньку уходит его некоторое очарование; он переблагоустроен, простите за неологизм. Вылизан, приглажен и казачки на входе. Казёнщина и искусство – это приедается, хотя и хорошо продаётся!

Артём Безулик, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №13 (723), 2017 г.