Может, и есть в Москве места, где можно заниматься театром во внутренней свободе и скрупулёзно, я их не нашёл. Российская театральная провинция не может похвастать насмотренностью, свободой от предрассудков, столичными финансовыми возможностями. Здесь много косного и неповоротливого. Но реально работать с темой, рассчитывая на то, что она отзовётся в актёрах и зрителях, можно только здесь.
Насколько люди здесь при первой встрече закрыты и недоверчивы, настолько же они готовы открыться и стать фанатиками процесса, если почувствуют, что к ним пришли не с профанацией, а с живым делом. Они по-настоящему бывают искренними и на сцене, и в зале. Москва же чаще имитирует чувство – желание, сострадание, печаль, восторг, оргазм. Принимая правила общепринятых понятий и стиля, ты через какое-то время замечаешь, что стремишься не к сущностному, а к модному, приносящему успех.
Хорошо когда успех – это синоним истины. Но когда успешно то, что вторично, не глубоко и банально, когда правила успеха – это соблюдение корпоративного кодекса облизывания мэтров и поддакивания полумэтрам, то к такому успеху вскоре теряешь интерес, тем более что для искусства политических игр нужен особый дар или особая родословная.
Реплика Чацкого «Вон из Москвы!» периодически актуальна для каждого жившего в столице. Возможно, когда-то Москва снова станет для меня манким словом из «Трёх сестёр», каким была в юности и в молодости. Но сейчас: как же хорошо, покойно и счастливо работается в Астрахани!
Александр Огарев, худрук Астраханского драматического театра