«Люди не знают, что там происходит...»

Публикация 2004 года, архив астраханского областного общественно-политического еженедельника «Факт и компромат».


Представляем вашему вниманию интервью с астраханским солдатом, на днях вернувшимся из армии. По понятным причинам мы не называем его фамилии, а приводим только имя – Игорь.

«ФАКТ»: Для чего пошёл служить?
ИГОРЬ: Хотел посмотреть на жизнь в городе Астрахани со стороны, а также хотел попасть в зону боевых действий.

«ФАКТ»: Как отправляли в Чечню?
ИГОРЬ: Любой человек перед тем, как попасть в Чечню, проходит в течение полугода, если до этого ни разу не служил в учебную часть, где учат основам, хотя на самом деле ни хрена ничему не учат военного дела. Затем приезжаешь в Чечню и в течение трёх дней учишься пользоваться той техникой, с которой должен воевать. Как отправляют в Чечню? В моей части набирали добровольцев, хотя во многих частях никого не спрашивают и отправляют. Люди думают, что едут служить в Анапу, а приезжают в Ханкалу, а оттуда проблематично отправится обратно.

«ФАКТ»: Расскажи о подробностях службы.
ИГОРЬ: Это полная противоположность тому, что показывают по новостям. Люди даже малого не знают, что там происходит. Бытует мнение, что в Чечне меньше дедовщины, то это полная чушь и бред. Там у людей от постоянных боевых учебных тревог начинает психика съезжать. Там происходят дикие убийства за то, что не оставили поесть, или кто-то чью-то еду съел, например банку сгущёнки. Был реальный случай, когда солдат взял автомат и убил в хлам прямо в казарме троих солдат, потом вернулся обратно и доел спокойно свою еду и пошёл сдаваться. Многие деды склоняют солдат к гомосексуализму. За любой косяк, малейшую провинность людей опускают ниже плинтуса, хотя, по моему мнению, они сами себя опускают на самом деле. В отличие от других, подразделения находящиеся в Чечне получают лучшее обмундирование, питание, оружие, но по дороге, в тыловых ведомствах, прежде всего в Моздоке это всё начинает испаряться.

«ФАКТ»: Как складываются взаимоотношения между военнослужащими?
ИГОРЬ: Очень плохие взаимоотношения. Довольно сильно распространено землячество. Мне немного повезло в том, что почти все повара в столовой были из Астрахани. Там земляк земляку помогает, а это очень важно, когда дедовщина, офицерский беспредел. Зарплата срочника порядка 3700 рублей в месяц и в один прекрасный день все пишут рапорта или объяснительные, что деньги наши снимаются на учения в полку и все деньги уходят офицерам. В солдатской среде офицеров называют шакалами и это полностью отражает их сущность. Если раньше только солдаты, мягко сказать, были некачественными, то сейчас и офицеры такие же пошли. Офицеры, с которыми я служил последние полгода, не могли себя правильно поставить. Они пытались что-то сделать, но мы просто на них «клали», потому что они ничто не могли делать. На всех зачистках, боевых выходах всем рулили дембеля и контрактники.

«ФАКТ»: Как обстоят дела с деньгами?
ИГОРЬ: Деньги там платят всем, но их почему-то нет. Достать деньги там весьма проблематично, потому что их нельзя снять со счёта. А на руки выдаётся 300 рублей в месяц, на которые покупаешь туалетные принадлежности, канцелярские товары. Чтобы получить деньги, нужно написать кучу рапортов и если ты снял 3700 рублей, то половину ты отдашь доблестным офицерам. Контрактники получают на руки 2000 рублей, но в основном они пропиваются, нежели что-то на них покупается. Есть ещё такое негласное соревнование – кто больше продаст. Идёт колона бронетехники, охраняющая обоз, порядка пятидесяти КАМАЗов с продуктами. Ночью, когда водители КАМАЗов спят, охранение шляется по этим машинам и продают чеченам за бутылку «палёной» водки мешок картошки. Можно зарабатывать деньги, «стуча». Например, в комендатуру всех сдавать. Если ты будешь преданный «стукач» тебя рано или поздно туда заберут, и ты будешь ходить только по гарнизону, отлавливать пьяных Солдатов, а никаких боевых выходов у тебя не будет. Многие с ФСБэшниками сотрудничают. ФСБэшники там на уровне любого астраханского участкового милиционера, да и то наши участковые намного профессиональнее.

«ФАКТ»: Что можешь посоветовать призывникам и их родителям?
ИГОРЬ: Лучше всего туда не ходить, чтобы потом через три дня, когда начнётся дикий голод, не думать о том, как бы вернуться обратно. Лучше всего «откосить» по абсолютно любой причине. К тому же служба в армии совершенно ни к чему, потому что на гражданке единицам может пригодиться умение стрелять со ста метров из автомата Калашникова в голову, или с 500 метров просто убить человека. Если человек хочет в армию, чтобы научиться стрелять, то пусть конечно едет, но только если в Чечню, а так он будет два года работать грузчиком. А родителям совет не пускать своих детей в армию.

Подготовил М.Мэсов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 65 (142), 2004 г.