Максим ТЕРСКИЙ: Путевая зарисовка - из Астрахани в Ростов-на-Дону

Это было в феврале 2020 года. На астраханском автовокзале я сел в большой автобус, который заполнился пассажирами лишь наполовину. Добрый водитель всех поприветствовал и сказал, что так как мест свободных много, рассаживайтесь как хотите,  можно по одному на ряд из двух кресел, только в конце автобуса шесть мест не занимайте, туда скоро сядут пассажиры со сломанного автобуса.

В 21.00 мы поехали.

Спустя 15 минут в салоне включились телевизоры с юмористическим сериалом для обывателей. Надев наушники, я стал слушать аудиокнигу Вени Верофеева "Москва-Петушки" в исполнении Сергея Шнурова. Через полчаса я погрузился в дрему. Но пришедшие со сломанного автобуса женщины нарушили мой покой.

Спустя час мирной поездки они стали ходить по салону и возмущаться, почему мы, в частности я, занимаем по два места, а они сидят сзади. Честно говоря, я не понял суть их претензий, как и другие пассажиры. Типичным хабалкам в случае их недовольства чем-то присуще начинать диалоги с осуждения окружающих людей. Если бы они внятно, тактично, любезно рассказали о своих нуждах, то большинство откликнулись бы на их просьбы. Суть, как выяснилось чуть позже из непрекращающегося их ворчания, заключалась в том, что на заднем сиденье очень жарко из-за расположенного там двигателя. В то же время женщины сидели в шубах, когда я в футболке и лёгкой накидке. Одна из них позже догадалась спокойно попросить кого-то из пассажиров к ним подсесть, и ей пошли на встречу.

Под утро в автобусе похолодало. Я уже был в куртке и немного коченел, с любопытством ожидая, что беспокойные женщины вот-вот переберутся обратно на заднее сиденье, но сон занимал меня больше, верхняя часть тела зависала на ремне безопасности в узком пространстве кресел. В неуютной тесноте рядов стонала спина. И это неудобство я сбалансировал мыслью о том, что дискомфорт в теле будет полезен для здоровья души.


Накануне выпал мокрый снег, и на главном автовокзале Ростова-на-Дону протекла крыша. Снующие туда-сюда ворчливые уборщицы, разложенные на мраморном полу тряпки - так встречала меня столица Южного федерального округа со скользкой слякотью на улицах.

Я обратил внимание, что с ростовского автовокзала можно легко уехать на Украину, в Одессу, Донбас, Луганск.
Гостиница, в которой я проживал - Дон-Плаза, хороша. Одноместный номер, стандартный, не велик и уютен. Есть чайник, открывалка для бутылок и чайная ложка. Такой востребованный набор посуды есть не во всех гостиницах.


Ростов-на-Дону - как Астрахань, только больше и без кремля, но с трамваями, троллейбусами, парками, скверами... Современные постройки контрастируют с советскими и дореволюционными. Последние либо реставрируются, либо разваливаются.

Мимо города течет широкая река Дон, в центре работают разнообразные кафе. Невзирая на зиму, по опрятным аллеям, скверам и паркам гуляет народ. И даже работают некоторые аттракционы. В Астрахани в это же время года единственный парк развлечений закрыт на замок.

Ростовская экономика сильнее астраханской. Здесь можно больше сделать и больше заработать. И пространства, возможностей, свободных ниш здесь больше, чем, например, в Краснодаре, в который миграционный поток сильно больше, чем в Ростов-на-Дону. В Астрахань, напомню, никакого потока нет. Наоборот, отсюда многие уезжают. И это исправить - наша задача.

Максим Терский, г. Астрахань