Средства массовой информации уже давно признали четвертой властью. Всемирная паутина – это то, что стало неотъемлемой частью нашей жизни. Уследить за развитием этих двух сфер, кажется, невозможно. Однако Марине Анатольевне Зайцевой, руководителю агентства связи и массовых коммуникаций Астраханской области, это под силу. Мы узнали у нее, по какой причине не все сайты приносят доход, какие книги являются визитной карточкой региона и почему возраст не помеха продуктивной работе.

– Марина Анатольевна, Вы трудитесь в Агентстве связи и массовых коммуникаций с момента его основания. Расскажите о своей работе. Какие проекты можете назвать в качестве реализованных или перспективных?

– Мы издаем Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. Ранее выпускали только печатное издание, с августа этого года и электронное. Сопровождаем электронное периодическое издание «Новости Астробл», отмечу, что число читателей растет ежегодно. Мы также приобретаем информационные услуги у печатных, электронных СМИ для размещения материалов о ходе или итогах реализации важных социально-экономических проектов, взаимодействуем с провайдерами, связистами (в качестве примера могу привести проект реализации цифрового эфирного телевидения). И это еще не все. В сферу нашей деятельности входит также издательские проекты.

– Как Вы относитесь к современному медиарынку Астраханской области?

– Позитивно. Участники процесса занимаются одновременно и бизнесом, и работой, которая им нравится, для многих – любимой работой. Предполагаю, что любое начинание в этой среде – явление положительное.

– Сейчас в сфере все больше и больше молодых специалистов…

– И это хорошо. Если ты действительно умеешь писать, грамотно говорить (если речь идет о радио, ТВ) – неважно, сколько тебе лет. Самое сложное, так мне кажется, для журналиста – это то, что нужно разбираться в теме, или, если угодно, в темах, то есть в том, что или о чем пишешь. Начинающие специалисты, бывает, пренебрегают качеством в раскрытии темы, главным в материале делают эффектный, броский заголовок или некий тезис на правах эксклюзива. Думаю, разбираться во всем и невозможно, все-таки журналист не эксперт в каждом вопросе. У него должны быть некие коммуникативные навыки, которые позволят «разговорить» эксперта и получить от него максимум информации. Нужно быть в какой-то степени психологом, практиком, конечно. Очень часто у молодых ребят нет навыков и желания их приобретать. Зато преобладают другие качества: энергия, бесшабашность, заинтересованность в том, чтобы сделать что-то первым. Специалисты более старшего возраста разбираются в той или иной теме, понимают, что, скажем, ЖКХ – это сложная сфера, услуги востребованы астраханцами ежедневно и ежечасно. Но эти же специалисты не знают новых технологий, не умеют применить их в работе. Многие взрослые, опытные журналисты, на мой взгляд, недооценивают Интернет, социальные сети, а это очень важная составляющая современной жизни. Для меня, в принципе, нет разницы: работать с молодыми или более старшими. Главное, наличие уже приобретенных или имеющихся навыков, любознательность и желание пополнять свои знания. Отсутствие опыта – не ошибка, а констатация факта. Если человек понимает, что нужно развиваться, и прикладывает к этому усилия, с ним будут сотрудничать независимо от его возраста.

О печатной продукции

– Вы уже давно занимаетесь изданием уникальных книг об Астраханской области.

– И делаю это не одна, заметьте, а с большими творческими, технологическими группами авторов, редакторов, фотографов, переводчиков, дизайнеров, других специалистов, например, из астраханских типографий.

Восемь лет тому назад в Астраханской области впервые был заявлен такой культурологический проект, как Астраханская губернская библиотека, и появился оператор проекта – Издательский дом «Астрахань». За несколько лет выпущено около 70 изданий: книги, рекламно-полиграфическая продукция, например, в т. ч. открытки, общим тиражом более 80 тысяч экземпляров. Если говорить о книгах, в основном это краеведческая литература. Наши издания демонстрировались на Всероссийских книжных выставках-ярмарках (Москва), Международных книжных салонах (они переводятся и на иностранные языки). Думаю, что сейчас это равноправная составляющая астраханского бренда, ведь практически все авторы – наши земляки.

– А какой проект Издательского дома «Астрахань» является для вас на сегодня самым важным?

– «Путешествие в Каспийскую столицу», книга-раскраска для детей – о достопримечательностях областной столицы. По моему мнению, очень важно, когда ребенок понимает, где он живет, знает о достопримечательностях своего города и гордится им. Кроме того, в первых числах августа будет готов оригинал-макет уникальной книги, посвященной 100-летию Первой мировой войны. Очень серьезная и интересная работа, большой авторский и экспертный коллективы принимали участие.

Об областных СМИ в интернет-пространстве

– По Вашему мнению, насколько активно развиваются СМИ в интернет-пространстве? Возможно, чего-то не хватает для более продуктивного развития?

– В области несколько порталов, где работают интересные журналистские коллективы. Развиваются они интенсивно и за счет количества, и за счет качества публикаций. В то же время, из наблюдений, любой ресурс, авторская, редакционная группа, стоящая за ним, сталкивается в своей работе с разными проблемами, в том числе из-за отсутствия навыков проектирования, небольшого опыта реализации проектов, недостатка профильных специалистов, например, так называемых «рюкзачных» журналистов. Вы спрашиваете, чего не хватает для продуктивного развития? Совершенно точно у менеджеров хватает энергии. Не хватает, возможно, знаний и навыков проектного менеджмента, социальной психологии, то есть командной работы... Это при желании восполнимо.

Хорошо помню, как в 1999 году на сайт областной astrobl.ru заходило два-три человека за сутки, чтобы посмотреть новости. Сейчас счет идет на тысячи. Ежедневно отмечаем около двух тысяч (и это летом) уникальных посещений. Пользователи из других городов, регионов РФ и стран смотрят наши страницы. Многие издания берут новости, опубликованные на astrobl.ru, за основу своих материалов, интервью, обзоров.

– Совсем недавно бесплатный Wi-Fi в нашем городе можно было встретить только в кафе. Затем и некоторые коммерческие структуры начали создавать бесплатные общедоступные точки. Как Вы относитесь к этому явлению вообще?

– Вы правы, несколько лет назад точек Wi-Fi в городе практически не было, сейчас общедоступные точки появились при активном содействии нескольких астраханских компаний. Кстати, за границей, как бесплатная услуга, он не настолько распространен. То есть точек много, подключайся, но плати. В Европе есть, конечно, точки с бесплатным Интернетом – в скверах, парках, кафе, но сигнал достаточно слабый. Бывает, читаю мнения в соцсетях: «...больше точек Wi-Fi в городе, бесплатно». На мой взгляд, нужно понимать, для чего. Учитывая, что провайдерам нужно поддерживать сети, содержать сотрудников, платить налоги... Я считаю, Wi-Fi должен быть доступен в наиболее значимых точках города, в спортивных сооружениях, на объектах культуры и на крупных мероприятиях, будь то премьерный спектакль на одной из площадок в Кремле, концерт или молодежный праздник. Это даст возможность сделать пост о данном событии, опубликовать фото.

Вне работы

– Как Вы проводите свое свободное время?

– Люблю слушать музыку. Читаю много, в основном, в электронном виде – недавно перечитала Алана Брэдли. Нравится готовить и заниматься садоводством – выращиваю базилик, горький перец. Цветы – это мое особенное увлечение. Есть дома, есть и у подъезда.

– Известно, что Вы активны в обычной жизни, помимо своей профессиональной деятельности, занимаетесь благоустройством территории многоквартирного дома, в котором живете, немало внимания уделяете красоте и озеленению. Почему это Вас так волнует?

– Я живу в обычном жилом доме на седьмом этаже, и мне бы очень хотелось, чтобы наш дом и весь микрорайон в целом был достаточно благоустроенным. Поэтому занимаюсь тем, чтобы создать Совет дома, провести собрание на ту или иную тему, обхожу подъезды, чтобы состоялось голосование. Но все это делаю ни в коем случае не одна. Если бы не соседи, специалисты администрации Советского района г. Астрахани со своими консультациями, мы ничего не сделали бы. Да, благоустройством мне очень нравится заниматься. Пока не все получается. Но у знакомых на даче много цветов – не представляете, какая красота! Для меня это отличный пример и лучшая мотивация.  

Елизавета Колоколова, ast.mk.ru ("Московский Комсомолец в Астрахани")