Как известно, кто владеет информацией – тот владеет миром. Эта пословица уже давно не нуждается в доказательствах, тем более в наш век быстро развивающихся информационных технологий. А вот на тех, кто же, собственно, владеет информацией на нашем областном уровне, стоит остановиться подробно.

За развитием информационных технологий и прочими сопутствующими явлениями у нас чутко следит особая структура - агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области под управлением Марины Зайцевой. Чем же занимается эта организация?

Информация подразумевает собой не только технологии с технической точки зрения, но и проведение разного рода мероприятий. За счёт, естественно, областного бюджета.

Логично было бы предположить, что мероприятия, финансируемые из областного бюджета (читай – на деньги простых астраханцев) должны быть интересны в первую очередь этим самым простым астраханцам. Ну или, в крайнем случае, астраханцы должны быть на них приглашены. Однако, в действительности всё происходит немного не так, как хотелось бы.

Возьмём самые известные мероприятия, проводимые агентством. Например, себе в заслугу оно ставит участие астраханских издательств в Парижском книжном салоне.

Конечно же, спорить не будем, результат есть. Вроде бы всё красиво и престижно – столица Франции, выставка – и там наши астраханские книги. Казалось бы, повод гордиться. Однако, стоит серьёзно задуматься.

Вот вы сколько этих книг видели в городе в широкой продаже? А много ли астраханцев вообще читало книги по истории родного края? Ответы, кажется, очевидны. Если сейчас просто провести опрос на улицах города, задавая самые простые вопросы на тему истории нашего города – результат будет неутешительным. Особенно, если задавать их поколению, выросшему на пост-советском пространстве и, соответственно, не успевшему, воспользоваться преимуществами ещё той системы образования.

И что же получается? В Париже про нас всё знают, а у самих – растущая безграмотность по поводу истории родных мест. Надо ли повторять, что вся эта показуха проводится, в основном, за счёт того самого населения, которое стремительно теряет собственную историю.

Это равнозначно тому, как если бы у голодающего жителя какой-нибудь африканской страны отняли бы последние гроши, купили бы на них какую-нибудь элитную еду и устроили фуршет в престижном месте. Тогда о голодных африканцах узнали в мире, серьёзные люди им на фуршете сочувствие выразили… Всё отлично, процесс идёт и даже движение какое-то есть, только вот сами африканцы как голодали – так и будут голодать. Но это мелочи, главное – размах. Так и раскрутка наших книг в Париже в одно время с плачевной ситуацией с издательским делом в регионе – такая же циничная профанация.

Не внушают доверия и другие мероприятия, на которых агентство каким-то образом даже умудрялось получать награды. Как, например, VI Всероссийский конкурс региональной и краеведческой литературы «Малая Родина», на котором проект «Астраханская губернская библиотека» получил специальный диплом. Астраханцам от этого ни жарко, ни холодно. А Марина Анатольевна, небось, премию очередную получит. За что?!

Простые астраханцы в глаза не видели всех книг, описанных в отчёте о конкурсе. Но нас призывают ими гордиться. Это же так хорошо – гордиться тем, о чём понятия не имеешь. Видимо, с точки зрения агентства связи и массовых коммуникаций, астраханцам видеть эти книги совсем не обязательно…

О деятельности агентства связи и массовых коммуникаций можно сказать следующее: вся деятельность сводится к поездкам в другие города и страны за счёт налогоплательщиков к имитации деятельности. Ответственности никакой, зато преимуществ масса. Дипломы для галочки, мероприятия для отчётности – вот и вся суть. При этом про астраханцев, ради которых всё это вроде бы затевается, агентство почему-то вспоминает не очень часто и неохотно.

А ведь дать возможность астраханцам приобщиться к культуре сейчас, с развитием информационных технологий, нетрудно. Достаточно же хотя бы просто выложить в сеть Интернет электронные версии тех самых книг-призёров. Максимум пользы при практически нулевых затратах: книги-то всё равно изначально верстаются в электронном виде, то есть, их выкладывание для широкого доступа – плёвое дело. Но агентство этого делать почему-то совсем не торопится, предпочитая давать людям лишь хвалебные отчёты о своей деятельности, но никак не её результаты. Интересно, это нежелание – оно случайное или целенаправленное? Трясутся за авторские права? Но издание всё равно осуществляется за счёт бюджета. Как в таком случае с граждан можно ещё что-то требовать, для кого тогда вообще всё это делается, если не для астраханцев!?

Так мы плавно перешли ко второй сфере деятельности агентства связи и массовых коммуникаций – собственно информационным технологиям. Как уже видно из первого примера, дела там обстоят тоже совсем не радужно, что не удивительно. Для создания общей картины ситуации давайте посмотрим ещё примеры деятельности в этой сфере.

Так, при непосредственном участии агентства, было заключено соглашение между Правительством Астраханской области и ОАО «ЮТК» о взаимодействии в сфере развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Астраханской области.

Эта ситуация, когда договоры из года в год заключаются с одной и той же компанией, не может не напрягать. Мало того, что о ЮТК отзывы, зачастую, не очень приятные, так это ещё и не астраханская компания! И дело тут не только в том, куда она будет платить налоги. Иногородняя компания – это всегда риск, что у Правительства просто не будет на неё рычагов влияния. Ведь полномочия не выходят за рамки области и руководство компании, соответственно, нашему Правительству никак не подчиняется. Случаи уже были, когда для решения проблем Правительству оставалось лишь упрашивать компанию что-то сделать. И вот вновь на те же грабли. При участии сами понимаете кого. При том, что в области огромное количество местных провайдеров, всегда готовых сотрудничать и относящихся к астраханцам как к своим землякам, а не как к быдлу и рабсиле. Но – агентству и его руководительнице виднее, кому помогать!

Работа агентства в сфере высоких технологий вообще заслуживает отдельного анализа. Именно благодаря ему мы чуть ли не каждую неделю получаем отчёты о том, как на портале государственных услуг появляется новая услуга, оказываемая в электронном виде. Только вот, почему-то, под услугами в электронном виде, агентство связи и массовых коммуникаций зачастую понимает всего лишь выложенные в сеть бланки документов.

Конечно, понятно, что на фоне вышесказанного и это выглядит подвигом для агентства, но не настолько же. И ведь, самое интересное, непосредственный начальник Зайцевой губернатор Жилкин этому верит и, наверное, даже радуется, что у него всё так хорошо и бюрократия побеждается новыми методами. Хотя это, естественно, совсем не так, и пока не будет нормально работать схема хотя бы по заказу справок не через очереди, а через сеть – толку будет ноль. Опять одна видимость работы и никакого движения вперёд. Работа на холостых оборотах – вот как можно ёмко охарактеризовать всю деятельность агентства.

Жаль, конечно, что такими важными делами в нашей области занимаются именно такими методами. Зато «прогрессивных» и самоуверенных чиновников не упрекнёшь в непрофессионализме, ведь они действительно активно используют все свои возможности в сфере информации. Правда, для собственного блага, а не для блага астраханцев, но это уже совсем другая история, как говорится.

А нам, видимо, остаётся только слушать и пытаться развивать в себе гордость хотя бы за то, что именно мы спонсируем их путешествия по миру.

Вячеслав Соколов,

"Факт и компромат" №10, 15.04.10.