22 сентября в Астраханском государственном театре оперы и балета (АГТОиБ) состоится показ премьерных спектаклей прошлого сезона: одноактных балетов «Кармен-сюита» и «Крёстный отец». В одном из них блистает героиня нашего интервью – ведущая солистка балета, невероятная Мария Стец.
– Мария, начнём наш разговор с Кармен. Расскажите, чем воплощённая вами героиня отличается от привычного многим образа страстной испанки. И кем она стала для вас?
– Честно говоря, эта роль для меня стала одной из самых тяжёлых в эмоциональном плане. Я ещё никогда с такими личностными препятствиями не готовила ни одну партию. И очень долго не могла впустить в себя этот образ и представить, как я буду такой. Потом возник вопрос, а какой «такой»? Как я могу адаптировать Кармен так, чтобы я стала ею, а она стала мною, и чтобы нам было вместе комфортно? Так зародилась наша история. Я вечерами долго сидела и думала, что она будет у меня глубокой. Много рассуждала, что же двигало Кармен, чем обусловлены все её похождения, страсть к криминальным делам, зачем она всё это делала и как дошла до такого. И как я могу все её мысли и поступки наложить на себя.
– Всё началось с того, что Константин Семёнович приехал в Казань просмотреть студентов из нашего хореографического училища. Я тогда училась на третьем курсе. Он ездил по всей стране и набирал артистов в созидаемую им балетную труппу. После просмотра он пригласил студентов в кабинет завуча и сделал презентацию АГТОиБ. На нас это произвело большое впечатление – театр-дворец! Интересным было и то, что коллектив только что создавался, его история только начиналась! И когда мои сокурсники стали уходить из кабинета, я после некоторых колебаний решила подойти к маэстро Уральскому и спросить, есть ли у меня шанс попасть в молодую балетную труппу, которую он создаёт. Он ответил, что безусловно есть, но требуется немного поработать над моей фактурой. С чем мы, как мне кажется, прекрасно справились. И с того разговора я больше не рассматривала всерьёз никакие другие предложения. И решила для себя точно – я еду в Астрахань. Таким образом, украинка, рождённая в Казани, стала астраханкой.
– Как вы вообще встали на привлекательную, но трудную балетную стезю?
– Балет в моей жизни – это совершеннейшая случайность. Я долго ждала интервью, когда же я смогу поблагодарить того человека, который направил меня по этому пути. В обыкновенной общеобразовательной школе с английским уклоном у нас был предмет хореографии. Его вёл удивительный педагог – Ильдар Урнакович Сафин. Он развил во мне прекрасное чувство ритма, показал азы правильной растяжки: тогда я села на свой первый шпагат. А когда мне исполнилось десять лет, он сказал моему папе: «Отдавайте девочку в хореографическое училище, если вы этого не сделаете, я сам её туда поведу!». Родители были немного растеряны, хотя наблюдали мои танцы с самого раннего возраста. Таким образом я поступила в Казанское хореографическое училище после нескольких туров в дополнительном наборе.
В процессе учёбы было много всяких моментов… Например в середине своего обучения я точно решила, что ухожу из балета, но тогда удержала сцена. Далеко не все учащиеся хореографических училищ становятся балетными артистами. Некоторые сокурсники не могли продолжить карьеру из-за серьёзных травм. Я считаю, что очень многое зависит от педагога: важно, какую идею он заложит в голову ученикам. Мои педагоги в училище – самые замечательные на свете:: сначала я училась у Марины Энверовны Мамин-Оглы, она вела меня три класса. Потом обучалась у Ольги Александровны Бородиной, которая меня и выпустила. Эти две женщины были для меня самыми возвышенными и утончёнными. И стали эталоном в моей профессии.
– Как вас встретила Астрахани? Каким было начало вашей работы на сцене?
– Встреча с Астраханью и нашим театром было приятным ударом! Когда я ехала сюда, то совершенно не ожидала такого поворота событий. Я каждый день благодарю Бога за то, что всё так сложилось. Да, я закончила Казанское хореографическое училище с красным дипломом, но я не была ученицей, о которой педагоги говорили, что я буду танцевать ведущие партии. Я всегда мечтала танцевать характерные танцы: венгерские, цыганские. И рассчитывала, что мне будут поручать корифейские (небольшие сольные вариации – прим. авт.) партии. И тут Константин Семёнович заявляет, что хочет поработать со мной как с солисткой. Первой такой партией стала работа в балете «Лебединое озеро» в образе Одиллии. Мне было всего восемнадцать и психологически мне было очень тяжело. Я с ужасом вспоминаю свою премьеру в этом балете семь лет назад.
Но я очень доверяла Константину Семёновичу, как и доверяю ему сейчас. Он сказал, что для моего же блага он должен выпустить меня на сцену в сольной партии, чтобы я победила страх. Так и произошло, что в какой-то момент я перестала бояться сцены. И вот в атмосфере полнейшего доверия мы продолжили нашу совместную работу. Я, как любая начинающая артистка, должна была изначально понять его хореографию, замыслы. В балетах маэстро Уральского заложена очень глубокая философия, где каждое движение не случайное, а что-то значит. Мне не сразу всё было понятно – мы много разговаривали, даже спорили, но со временем я научилась понимать Константина Семёновича без слов. Мне стали близки его идеи, его почерк. И каждый новый его спектакль – это захватывающе интересно! Хочется узнавать гораздо больше об эпохе, в которой происходит действие, о персонаже. С удовольствием погружаюсь в чтение литературы по данной теме, тем более, что чтение книг – вторая по значимости в моей жизни страсть после балета.
– Ну я же артистка, я должна в силу своей профессии справляться с этим. Мне очень интересно перевоплощаться, я этим занималась с раннего возраста: любила наряжаться, показывать представления. География и эпохи моих героинь так обширны и отличительны, но мне ближе всего французские персонажи: Героиня из балета «Вальс белых орхидей» и Эдит из балета «Пиаф. Я не жалею ни о чём» в постановке Константина Семёновича. Эти образы мгновенно «легли» на меня, и я с ними сосуществую в полнейшей гармонии.
А какое невероятное удовольствие я получила, работая над балетом «Вальс белых орхидей»! Мне было тогда совсем мало лет, но для меня этот спектакль до сих пор является самым душевным. Такие партии навсегда остаются в сердце. Балет о Пиаф – это для меня совершенно что-то другое! Я его оберегаю, как его символ – стеклянный шар. Каждый раз хочется внести в него что-то новое и сделать этот балет идеальным. «Пиаф. Я не жалею ни о чём» был поставлен в невероятно короткий срок, всего за месяц. Думаю, это и помогло нам сделать этот спектакль необыкновенным. Это было полнейшее погружение в действо: все свои трудности, сжатые сроки, невероятный труд мы скатали в клубок и бросили его в зрительный зал со сцены на премьере.
– К сожалению, в этом году у астраханского зрителя не будет возможности увидеть эти замечательные балеты – в скором времени балетная труппа театра отправляется в большой гастрольный тур по Великобритании. Какие спектакли удастся увидеть до вашего отъезда?
– Прежде всего, в это воскресенье 22 сентября наш театр покажет премьеры одноактных балетов «Кармен-сюита» в постановке Константина Уральского и «Крёстный отец» в хореографии Лучано Каннито. В начале сентября АГТОиБ показывал их в Краснодаре в рамках проекта «Большие гастроли». На Кубани нас ожидал очень тёплый приём, за что мы очень благодарны краснодарской публике. Теперь великим счастьем будет показать эти спектакли астраханцам!
А 28 и 29 сентября мы приглашаем зрителей на «Лебединое озеро». Уже сейчас у нас начались репетиции этого легендарного балета – нужно набирать классическую форму. Любое перевоплощение требует огромных физических и главное психологических нагрузок, но это очень интересный процесс. Прежде всего для меня важно открывать новые возможности своего тела и, конечно же, эмоциональные возможности. Очень рада, что сейчас полным ходом идут репетиции «Лебединого озера» – немного отключусь от Кармен, перезагружусь, чтобы в воскресенье выйти на сцену с новой энергетикой.
2 октября состоится потрясающий, ни на что не похожий авторский балет Константина Уральского «Андрей Рублёв». Я могу говорить об этой постановке бесконечно. Партия Ручья в моей жизни появилась именно тогда, когда она должна была появиться. Для меня этот балет каждый раз как причастие, как исповедь. Я называю его для себя глотком свежего воздуха. Не взирая на то, что босиком танцевать очень тяжело – нет амортизации, стопа голая. Было и такое, что ноги стирала в кровь, но выходя на сцену в образе Светлого Ручья в «Андрее Рублёве», не обращаю внимания ни на какие физические трудности. С первых нот поразила музыка: я не ожидала, что в наше время так умеют писать. Композитор Валерий Кикта создал такую светлую и тёплую музыку, которая мне очень близка. Мы оба с ним украинцы и когда я познакомилась с Валерием Григорьевичем, то буквально были очарованы друг другом. Во время каждой репетиции и показа «Андрея Рублёва» хочется слиться с его музыкой. Так что мне предстоит в ближайшие две недели перевоплощаться трижды: Кармен, Одиллия и Светлый Ручей – это невероятно здорово! Но прежде всего, важно, чтобы это было интересно зрителям!
– То, что касается именно взаимоотношений между солистами, как артистов в нашей балетной труппе, слава Богу, нет никаких интриг. Такая атмосфера сложилась благодаря тому, что мы все знаем друг друга уже много лет и начинали все вместе. Так, например, в основном все солистки – девочки, с которыми я училась в Казани: Анна Никонова, Айгуль Альмухаметова, Карина Лиханова. Харука Намура, другие мои коллеги, с которыми я тоже знакома большую часть работы в нашем театре. Все они мои подруги. И все мы понимаем, что составы должны быть; у нас часто бывало, что не было замены, а это очень важно. И нам самим всегда очень любопытно, как артистка сделает определённую партию. Мы друг другу всегда помогаем и подсказываем. Интриги изначально не позиционировалась в коллективе, а вновь пришедшим артистам мы стараемся привить доброжелательное отношение друг к другу.
– В 2017 году вы стали лауреатом премии «Душа танца». Принимали ли вы участие в балетных конкурсах?
– Пока нет, но очень хочу. Многие конкурсы для меня уже закрыты, так как мне уже исполнилось 25 лет. Но возможность показать себя имеется. Просто так сложилось, что театр стал важнее, чем самоутверждение себя как артистки где-то ещё. Я настолько погрузилась в АГТОиБ и моей основной задачей стало развитие балетного искусства именно здесь. Главное – сделать на его сцене всё, что я могу и хочу, и процветать вместе с нашим театром. Но мне бы очень хотелось принять участие в конкурсе современного танца, чтобы продемонстрировать свою экспрессию – детская мечта о цыганском танце не отпускает меня. Так что образ Кармен в моей жизни возник не случайно.
– В каком хореографическом жанре вы хотите развиваться больше?
– Хочу объять необъятное. Интересно всё: и классическая школа танца, и модерн. Говоря о моей не совсем стандартной комплекции, я всегда понимала, что не совсем классическая балерина, меня всегда пленил модерн. Ещё в хореографическом училище изучала технику современного танца и так сложилась судьба, что попала именно в Астрахань. Ведь Константин Семёнович ставит прекрасные современные спектакли: всё сложилось так, как должно было сложиться и мой запрос к вселенной был услышан. На протяжении восьми лет в училище мы учились танцевать классику и это немного отдалило меня от неё. А взрослея, всё больше и больше начинаю тяготеть к ней. Сейчас готовится к постановке чудесный балет «Раймонда» – истинное наслаждение для глаз всех любителей классического балета.
– Каким вы видите своё обозримое будущее?
– Жизнь научила тому, что ничего загадывать не надо, никогда не знаешь, что может произойти завтра. Театр вообще очень большой, но хрупкий организм, где одно слово, один взгляд может быть истолкован не так, как планируешь. Сегодня ты прекрасный артист, а завтра никому не интересен. Самое ужасное для артиста балета – травмы. Такого врагу не пожелаешь! У меня было много травм, и каждый раз это страшный удар. Понимаешь, что выбываешь из игры и на твоё место может прийти кто-то другой. Единственное, что я знаю точно и чего хочу – чтобы наш театр процветал очень быстро и ярко! Молюсь, чтобы все силы этого мира этому способствовали, а со мной или без меня, не знаю. Прекрасно, если со мной. В нашем театре очень ответственные артисты из очень хороших хореографических школ. Константин Семёнович вложил в нас всю глубину своего таланта. И все наши репетиторы, балетмейстеры, которые работали с нашей труппой, были очень эмоционально наполненными людьми. Мы привыкли работать и творить на высокой волне мастерства и вдохновения, а это, я считаю, самое главное!
– Прежде всего книги! У моих друзей никогда нет проблем с подарком для меня. Я очень много читаю, и не только художественную литературу. Я преподаю актёрское мастерство в колледже и мне приходится изучать много учебных материалов. Недавно получила диплом педагога. Ещё очень люблю иностранные языки: сейчас усиленно взялась за английский, который я постигаю с двух лет и французский. С детства очень любила заниматься рукоделием: мама научила меня вязать. Сама изготавливаю короны и диадемы для своих образов на сцене. Их можно увидеть на мне и моих подругах-балеринах.
Особое место в моей жизни всегда занимала музыка. Для меня это огромное природное явление. Очень люблю инструментальную музыку, обожаю рок, который является огромным энергетическим подспорьем для меня. Регулярно слушаю музыку к кинофильмам – она наполняет меня новыми эмоциями, настраивает на определённую волну. Мои любимые композиторы в этом направлении – Абель Коженёвски, Ханс Циммер, Патрик Дойл, Фернандо Веласкес.
– Мария, что бы вы хотели сказать в заключении нашего интервью?
– Наш театр ещё очень молод, но за эти девять лет наша балетная труппа создала отдельную планету. Многие девушки стали большими балеринами – они имеют право так себя называть, потому что этот статус нужно ещё заслужить. Мальчики стали мужчинами, прекрасными артистами. Но самое важное, что наш театр всегда попадал в руки очень сильных людей. Таким огромным организмом нужно уметь управлять. И все люди, стоявшие во главе нашего театра, всегда понимали, как необходимо для артистов постоянное движение: новые постановки, новые костюмы, новые поездки.
И я хочу сказать огромное спасибо за то, что сейчас в нашем театре есть, что мы успели сделать и за то, какие планы перед нами поставлены. Я хочу пожелать крепкого здоровья и стойкости моим руководителям: Константину Семёновичу Уральскому, Валерию Владимировичу Воронину, Наталье Викторовне Шаговой и всем моим педагогам. Все эти люди делают очень большое дело для Астрахани, для России, ведь постановки нашего театра являются уникальными и высококлассными. Я верю в то, что впереди у нас много всего интересного!
AST-NEWS.ru
– Мария, начнём наш разговор с Кармен. Расскажите, чем воплощённая вами героиня отличается от привычного многим образа страстной испанки. И кем она стала для вас?
– Честно говоря, эта роль для меня стала одной из самых тяжёлых в эмоциональном плане. Я ещё никогда с такими личностными препятствиями не готовила ни одну партию. И очень долго не могла впустить в себя этот образ и представить, как я буду такой. Потом возник вопрос, а какой «такой»? Как я могу адаптировать Кармен так, чтобы я стала ею, а она стала мною, и чтобы нам было вместе комфортно? Так зародилась наша история. Я вечерами долго сидела и думала, что она будет у меня глубокой. Много рассуждала, что же двигало Кармен, чем обусловлены все её похождения, страсть к криминальным делам, зачем она всё это делала и как дошла до такого. И как я могу все её мысли и поступки наложить на себя.
Огромную помощь в раскрытие образа мне оказал Константин Семёнович (Константин Уральский – художественный руководитель балета, главный балетмейстер, заслуженный артист РФ, хореограф-постановщик балета «Кармен-сюита» – прим. авт.). Он просил нас, артистов, в процессе работы над спектаклем общаться между собой, проговаривать каждое движение. Мы должны были стать драматическими актёрами, говорящими текст, что для балетных не совсем традиционно. Но в какой-то момент я полностью расслабилась и всё наше вербальное общение с партнёрами постепенно начало рождать именно мою Кармен, которая очень хочет и умеет любить, но боится это показать.
– С нетерпением будем ждать в ближайшее воскресенье встречи с вашей Кармен, Мария! Вы приехали в Астрахань восемь лет назад; расскажите, как это произошло и какой была ваша жизнь до того, как вы стали астраханкой.
– Всё началось с того, что Константин Семёнович приехал в Казань просмотреть студентов из нашего хореографического училища. Я тогда училась на третьем курсе. Он ездил по всей стране и набирал артистов в созидаемую им балетную труппу. После просмотра он пригласил студентов в кабинет завуча и сделал презентацию АГТОиБ. На нас это произвело большое впечатление – театр-дворец! Интересным было и то, что коллектив только что создавался, его история только начиналась! И когда мои сокурсники стали уходить из кабинета, я после некоторых колебаний решила подойти к маэстро Уральскому и спросить, есть ли у меня шанс попасть в молодую балетную труппу, которую он создаёт. Он ответил, что безусловно есть, но требуется немного поработать над моей фактурой. С чем мы, как мне кажется, прекрасно справились. И с того разговора я больше не рассматривала всерьёз никакие другие предложения. И решила для себя точно – я еду в Астрахань. Таким образом, украинка, рождённая в Казани, стала астраханкой.
– Как вы вообще встали на привлекательную, но трудную балетную стезю?
– Балет в моей жизни – это совершеннейшая случайность. Я долго ждала интервью, когда же я смогу поблагодарить того человека, который направил меня по этому пути. В обыкновенной общеобразовательной школе с английским уклоном у нас был предмет хореографии. Его вёл удивительный педагог – Ильдар Урнакович Сафин. Он развил во мне прекрасное чувство ритма, показал азы правильной растяжки: тогда я села на свой первый шпагат. А когда мне исполнилось десять лет, он сказал моему папе: «Отдавайте девочку в хореографическое училище, если вы этого не сделаете, я сам её туда поведу!». Родители были немного растеряны, хотя наблюдали мои танцы с самого раннего возраста. Таким образом я поступила в Казанское хореографическое училище после нескольких туров в дополнительном наборе.
В процессе учёбы было много всяких моментов… Например в середине своего обучения я точно решила, что ухожу из балета, но тогда удержала сцена. Далеко не все учащиеся хореографических училищ становятся балетными артистами. Некоторые сокурсники не могли продолжить карьеру из-за серьёзных травм. Я считаю, что очень многое зависит от педагога: важно, какую идею он заложит в голову ученикам. Мои педагоги в училище – самые замечательные на свете:: сначала я училась у Марины Энверовны Мамин-Оглы, она вела меня три класса. Потом обучалась у Ольги Александровны Бородиной, которая меня и выпустила. Эти две женщины были для меня самыми возвышенными и утончёнными. И стали эталоном в моей профессии.
– Как вас встретила Астрахани? Каким было начало вашей работы на сцене?
– Встреча с Астраханью и нашим театром было приятным ударом! Когда я ехала сюда, то совершенно не ожидала такого поворота событий. Я каждый день благодарю Бога за то, что всё так сложилось. Да, я закончила Казанское хореографическое училище с красным дипломом, но я не была ученицей, о которой педагоги говорили, что я буду танцевать ведущие партии. Я всегда мечтала танцевать характерные танцы: венгерские, цыганские. И рассчитывала, что мне будут поручать корифейские (небольшие сольные вариации – прим. авт.) партии. И тут Константин Семёнович заявляет, что хочет поработать со мной как с солисткой. Первой такой партией стала работа в балете «Лебединое озеро» в образе Одиллии. Мне было всего восемнадцать и психологически мне было очень тяжело. Я с ужасом вспоминаю свою премьеру в этом балете семь лет назад.
Но я очень доверяла Константину Семёновичу, как и доверяю ему сейчас. Он сказал, что для моего же блага он должен выпустить меня на сцену в сольной партии, чтобы я победила страх. Так и произошло, что в какой-то момент я перестала бояться сцены. И вот в атмосфере полнейшего доверия мы продолжили нашу совместную работу. Я, как любая начинающая артистка, должна была изначально понять его хореографию, замыслы. В балетах маэстро Уральского заложена очень глубокая философия, где каждое движение не случайное, а что-то значит. Мне не сразу всё было понятно – мы много разговаривали, даже спорили, но со временем я научилась понимать Константина Семёновича без слов. Мне стали близки его идеи, его почерк. И каждый новый его спектакль – это захватывающе интересно! Хочется узнавать гораздо больше об эпохе, в которой происходит действие, о персонаже. С удовольствием погружаюсь в чтение литературы по данной теме, тем более, что чтение книг – вторая по значимости в моей жизни страсть после балета.
– Непросто перевоплощаться из одного яркого образа в другой, не менее значимый?
– Ну я же артистка, я должна в силу своей профессии справляться с этим. Мне очень интересно перевоплощаться, я этим занималась с раннего возраста: любила наряжаться, показывать представления. География и эпохи моих героинь так обширны и отличительны, но мне ближе всего французские персонажи: Героиня из балета «Вальс белых орхидей» и Эдит из балета «Пиаф. Я не жалею ни о чём» в постановке Константина Семёновича. Эти образы мгновенно «легли» на меня, и я с ними сосуществую в полнейшей гармонии.
А какое невероятное удовольствие я получила, работая над балетом «Вальс белых орхидей»! Мне было тогда совсем мало лет, но для меня этот спектакль до сих пор является самым душевным. Такие партии навсегда остаются в сердце. Балет о Пиаф – это для меня совершенно что-то другое! Я его оберегаю, как его символ – стеклянный шар. Каждый раз хочется внести в него что-то новое и сделать этот балет идеальным. «Пиаф. Я не жалею ни о чём» был поставлен в невероятно короткий срок, всего за месяц. Думаю, это и помогло нам сделать этот спектакль необыкновенным. Это было полнейшее погружение в действо: все свои трудности, сжатые сроки, невероятный труд мы скатали в клубок и бросили его в зрительный зал со сцены на премьере.
– К сожалению, в этом году у астраханского зрителя не будет возможности увидеть эти замечательные балеты – в скором времени балетная труппа театра отправляется в большой гастрольный тур по Великобритании. Какие спектакли удастся увидеть до вашего отъезда?
– Прежде всего, в это воскресенье 22 сентября наш театр покажет премьеры одноактных балетов «Кармен-сюита» в постановке Константина Уральского и «Крёстный отец» в хореографии Лучано Каннито. В начале сентября АГТОиБ показывал их в Краснодаре в рамках проекта «Большие гастроли». На Кубани нас ожидал очень тёплый приём, за что мы очень благодарны краснодарской публике. Теперь великим счастьем будет показать эти спектакли астраханцам!
А 28 и 29 сентября мы приглашаем зрителей на «Лебединое озеро». Уже сейчас у нас начались репетиции этого легендарного балета – нужно набирать классическую форму. Любое перевоплощение требует огромных физических и главное психологических нагрузок, но это очень интересный процесс. Прежде всего для меня важно открывать новые возможности своего тела и, конечно же, эмоциональные возможности. Очень рада, что сейчас полным ходом идут репетиции «Лебединого озера» – немного отключусь от Кармен, перезагружусь, чтобы в воскресенье выйти на сцену с новой энергетикой.
2 октября состоится потрясающий, ни на что не похожий авторский балет Константина Уральского «Андрей Рублёв». Я могу говорить об этой постановке бесконечно. Партия Ручья в моей жизни появилась именно тогда, когда она должна была появиться. Для меня этот балет каждый раз как причастие, как исповедь. Я называю его для себя глотком свежего воздуха. Не взирая на то, что босиком танцевать очень тяжело – нет амортизации, стопа голая. Было и такое, что ноги стирала в кровь, но выходя на сцену в образе Светлого Ручья в «Андрее Рублёве», не обращаю внимания ни на какие физические трудности. С первых нот поразила музыка: я не ожидала, что в наше время так умеют писать. Композитор Валерий Кикта создал такую светлую и тёплую музыку, которая мне очень близка. Мы оба с ним украинцы и когда я познакомилась с Валерием Григорьевичем, то буквально были очарованы друг другом. Во время каждой репетиции и показа «Андрея Рублёва» хочется слиться с его музыкой. Так что мне предстоит в ближайшие две недели перевоплощаться трижды: Кармен, Одиллия и Светлый Ручей – это невероятно здорово! Но прежде всего, важно, чтобы это было интересно зрителям!
– Мария, о балетном мире ходит столько мифов, причём не все они радужные. Как на самом деле всё обстоит в вашем коллективе?
– То, что касается именно взаимоотношений между солистами, как артистов в нашей балетной труппе, слава Богу, нет никаких интриг. Такая атмосфера сложилась благодаря тому, что мы все знаем друг друга уже много лет и начинали все вместе. Так, например, в основном все солистки – девочки, с которыми я училась в Казани: Анна Никонова, Айгуль Альмухаметова, Карина Лиханова. Харука Намура, другие мои коллеги, с которыми я тоже знакома большую часть работы в нашем театре. Все они мои подруги. И все мы понимаем, что составы должны быть; у нас часто бывало, что не было замены, а это очень важно. И нам самим всегда очень любопытно, как артистка сделает определённую партию. Мы друг другу всегда помогаем и подсказываем. Интриги изначально не позиционировалась в коллективе, а вновь пришедшим артистам мы стараемся привить доброжелательное отношение друг к другу.
– В 2017 году вы стали лауреатом премии «Душа танца». Принимали ли вы участие в балетных конкурсах?
– Пока нет, но очень хочу. Многие конкурсы для меня уже закрыты, так как мне уже исполнилось 25 лет. Но возможность показать себя имеется. Просто так сложилось, что театр стал важнее, чем самоутверждение себя как артистки где-то ещё. Я настолько погрузилась в АГТОиБ и моей основной задачей стало развитие балетного искусства именно здесь. Главное – сделать на его сцене всё, что я могу и хочу, и процветать вместе с нашим театром. Но мне бы очень хотелось принять участие в конкурсе современного танца, чтобы продемонстрировать свою экспрессию – детская мечта о цыганском танце не отпускает меня. Так что образ Кармен в моей жизни возник не случайно.
– В каком хореографическом жанре вы хотите развиваться больше?
– Хочу объять необъятное. Интересно всё: и классическая школа танца, и модерн. Говоря о моей не совсем стандартной комплекции, я всегда понимала, что не совсем классическая балерина, меня всегда пленил модерн. Ещё в хореографическом училище изучала технику современного танца и так сложилась судьба, что попала именно в Астрахань. Ведь Константин Семёнович ставит прекрасные современные спектакли: всё сложилось так, как должно было сложиться и мой запрос к вселенной был услышан. На протяжении восьми лет в училище мы учились танцевать классику и это немного отдалило меня от неё. А взрослея, всё больше и больше начинаю тяготеть к ней. Сейчас готовится к постановке чудесный балет «Раймонда» – истинное наслаждение для глаз всех любителей классического балета.
– Каким вы видите своё обозримое будущее?
– Жизнь научила тому, что ничего загадывать не надо, никогда не знаешь, что может произойти завтра. Театр вообще очень большой, но хрупкий организм, где одно слово, один взгляд может быть истолкован не так, как планируешь. Сегодня ты прекрасный артист, а завтра никому не интересен. Самое ужасное для артиста балета – травмы. Такого врагу не пожелаешь! У меня было много травм, и каждый раз это страшный удар. Понимаешь, что выбываешь из игры и на твоё место может прийти кто-то другой. Единственное, что я знаю точно и чего хочу – чтобы наш театр процветал очень быстро и ярко! Молюсь, чтобы все силы этого мира этому способствовали, а со мной или без меня, не знаю. Прекрасно, если со мной. В нашем театре очень ответственные артисты из очень хороших хореографических школ. Константин Семёнович вложил в нас всю глубину своего таланта. И все наши репетиторы, балетмейстеры, которые работали с нашей труппой, были очень эмоционально наполненными людьми. Мы привыкли работать и творить на высокой волне мастерства и вдохновения, а это, я считаю, самое главное!
– Балет – всепоглощающее явление, но должны же у вас быть какие-то иные пристрастия. Что вас привлекает вне вашей профессии?
– Прежде всего книги! У моих друзей никогда нет проблем с подарком для меня. Я очень много читаю, и не только художественную литературу. Я преподаю актёрское мастерство в колледже и мне приходится изучать много учебных материалов. Недавно получила диплом педагога. Ещё очень люблю иностранные языки: сейчас усиленно взялась за английский, который я постигаю с двух лет и французский. С детства очень любила заниматься рукоделием: мама научила меня вязать. Сама изготавливаю короны и диадемы для своих образов на сцене. Их можно увидеть на мне и моих подругах-балеринах.
Особое место в моей жизни всегда занимала музыка. Для меня это огромное природное явление. Очень люблю инструментальную музыку, обожаю рок, который является огромным энергетическим подспорьем для меня. Регулярно слушаю музыку к кинофильмам – она наполняет меня новыми эмоциями, настраивает на определённую волну. Мои любимые композиторы в этом направлении – Абель Коженёвски, Ханс Циммер, Патрик Дойл, Фернандо Веласкес.
– Мария, что бы вы хотели сказать в заключении нашего интервью?
– Наш театр ещё очень молод, но за эти девять лет наша балетная труппа создала отдельную планету. Многие девушки стали большими балеринами – они имеют право так себя называть, потому что этот статус нужно ещё заслужить. Мальчики стали мужчинами, прекрасными артистами. Но самое важное, что наш театр всегда попадал в руки очень сильных людей. Таким огромным организмом нужно уметь управлять. И все люди, стоявшие во главе нашего театра, всегда понимали, как необходимо для артистов постоянное движение: новые постановки, новые костюмы, новые поездки.
И я хочу сказать огромное спасибо за то, что сейчас в нашем театре есть, что мы успели сделать и за то, какие планы перед нами поставлены. Я хочу пожелать крепкого здоровья и стойкости моим руководителям: Константину Семёновичу Уральскому, Валерию Владимировичу Воронину, Наталье Викторовне Шаговой и всем моим педагогам. Все эти люди делают очень большое дело для Астрахани, для России, ведь постановки нашего театра являются уникальными и высококлассными. Я верю в то, что впереди у нас много всего интересного!
Интервью провела Екатерина Некрасова специально для AST-NEWS.ru
Использованы фотографии Марины Пановой-Ватанской, Александра Потапова, Виктории Тамбаевой, Михаила Овсянникова