Маша, да не наша: приватная история из Астрахани
Эта история современна, но началась она 115 лет назад.
В один удивительный, весенний день, а именно 26 марта по старому стилю (8 апреля по новому) в 1902 году в городе Астрахани, в государстве которого уже не существует, пришла в мир маленькая девочка. Её назвали великим именем, также как звали Богородицу.

Астраханка Мария Сидорова пела в церковном хоре, а затем поступила в музыкальное училище. Её педагогом, а потом и мужем стал австриец Максимилиан Карлович Шварц. Знаменитый певец, он выступал в Петербурге и Москве, Тифлисе и Саратове, Казани, Харькове, Одессе и других городах, он был режиссёром и антрепренером. Шварц возглавлял оперные предприятия в Екатеринославле и Воронеже, Вильно и Симбирске, Иркутске и Перми, много сил отдавая для популяризации в России оперного искусства и поднятия культурного уровня русской провинции. Искал молодые дарования. Одним из его открытий и стала наша земляка Мария Петровна Сидорова, дебютировавшая в 1919 году в его астраханской оперной антрепризе «Евгений Онегин» и исполнявшая партию Ольги.
Читателю интересно будет знать, что у Шварца, была вторая фамилия – Максаков. После свадьбы эту фамилию взяла Мария Сидорова и стала Марией Максаковой.
Максакова – грандиозная звезда своего времени. Заслуженная артистка РСФСР (1936 г.), народная артистка РСФСР (1951 г.), народная артистка СССР (1971 г.), её наградили двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и другими наградами.

Шло время. В один летний, чудесный и солнечный день 1940 года в стране, которой тоже уже не существует, в городе Москве Мария Петровна Максакова в возрасте 38 лет родила от своего третьего мужчины дочку Люду. Отец Люды, певец Большого театра Александр Волков, воспитывал дочку только два года, а потом бежал из СССР в США.

Людмила Васильевна Максакова получила не только фамилию мамы, но и другое отчество. Видимо, так выжигалась память о тех, кто становился врагом СССР и покидал пределы Родины.

Людмила Максакова закончила Щукинское театральное училище, стала знаменитой актрисой, народной артисткой РСФСР, лауреатом Государственной премии России.

Что касается Марии Петровны Максаковой, то прожила она 72 года, уйдя из жизни в 1974 году. Похоронили её в Москве на Введенском кладбище. В родной Астрахани, которую она любила всем сердцем, её именем названы улица, концертный зал филармонии, детская школа искусств, сквер, музыкальный фестиваль… В музее культуры открыт зал певицы. Астраханцы помнят и любят свою землячку.
Как ни странно, но с этого места наша история начинает разворачиваться. И пусть кто-то упрекнёт меня в излишне голой правде, однако насколько бы она не была провокационной и грешной, скрывать правду не стоит.
Итак, это произошло не в исчезнувшей в 1917 году державе, которую именовали Российской империей, где родилась астраханка Мария Сидорова. И не в СССР – государстве, просуществовавшем до 1991 года, в котором появилась на свет знаменитая её дочь Людмила Максакова. А в Федеративной Республике Германии – стране, какой тоже не существует с 1990 года.

Здесь в городе Мюнхене в счастливый летний день пришла в мир девочка, которую назвали Марией в честь её знаменитой бабушки, которая трёх лет не дожила до дня рождения внучки. Отцом Марии стал немецкий бизнесмен Петер Андреас Игенбергс. В документах отчество Марии записали не Петеровна, а Петровна. Так Мария стала полной тёзкой бабушки – Марией Петровной Максаковой. Впрочем, к фамилии через дефис прибавили фамилию отца и вышло Максакова-Игенбергс. Вместе с дополнительной фамилией внучка Мария получила и дополнительные преимущества в виде гражданства Германии. Так у Максаковой-Игенбергс появилось два гражданства – СССР и ФРГ.

В 1995 году Максакова-Игенбергс окончила центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории по классу фортепиано, а спустя пять лет получила красный диплом при окончание Российской академии музыки им. Гнесиных. Потом работала в этой академии преподавателем. В 2011 году стала солисткой оперной труппы Мариинского театра. Совместно на канале «Культура» была соведущей программы «Романтика романса».
Особое развитие в судьбе Максаковой-Игенбергс получает политическая часть её карьеры. Она решает баллотироваться в Госдуму России.
При выборе округа, от которого стоит баллотироваться, вспомнились астраханские, бабушкины корни. И в 2011 году Максакова-Игенбергс, забывая рассказать астраханцам о том, что у неё имеется второе гражданство и к её фамилии существует приставка «Игенбергс» оказывается вторым номером в списке «Единой России» по Астраханской области. Во главе списка кандидатов партии власти – губернатор Александр Жилкин. Астраханцы поддержали своего губернатора, а заодно внучку и полную тёзку любимой Марии Павловны Максаковой.

Максакова стала депутатом и сильнейшим сторонником Владимира Путина. Она называла президента России общенациональным лидером и единственной фигурой консолидировавшей общество. Она выступает за принятие закона о запрете пропаганды гомосексуализма в России. Становится автором законопроекта о защите интеллектуальных прав в интернете.

Затем в ней как будто включаются гены деда-эмигранта. Максакова-Игенбергс превращается в оппозиционера. Выступает с критикой закона о запрете пропаганды гомосексуализма, за который раньше сама голосовала. Говорит о незаконности присоединения Крыма. Становится единственным депутатом, воздержавшимся при голосовании за законопроект о запрете на усыновление российских сирот американцами.

Вместе со своим мужем, сбежавшим из России депутатом Госдумы от КПРФ Вороненковым, Максакова-Игенбергс неоднократно выступала на Украине против России. Эту деятельность она продолжила и после расстрела Вороненкова киллером. Недавно она извинилась перед украинцами и крымскими татарами за то, что в 2014 году проголосовала за присоединения Крыма к России.

В начале этого года в «Единой России» стало известно, что Максаковой-Игенбергс нарушала законодательство о политических партиях, скрывая своё второе гражданство. По этой и ряду иных причин рассматривался вопрос об её исключении из партии. Президиум московского отделения «ЕР» единогласно проголосовал за исключение из партии бывшего депутата Государственной Думы Максаковой.

Максакова покинула Россию, поссорившись со своими родственниками и престарелой больной мамой. Последнюю оппозиционерка больше не хочет опекать из-за того, что пожилая женщина поблагодарила Бога за то, что супруга дочери убили. Видимо, Людмила Максакова считает, что изменение в политических взглядах дочери вытекает из плохого влияния на неё мужа Вороненкова.

В настоящее время с нашим городом Максакову-Игенбергс связывает только недействующий благотворительный фонд, через который она собиралась по завету свой бабушки опекать талантливую астраханскую молодёжь. Но не вышло. И вот уже Кировский райсуд Астрахани принял иск управления министерства юстиции РФ о ликвидации фонда оперной певицы в связи с тем, что он долгое время не работает.

Так заканчивается эта печальная история. Мария Петровна Максакова-Игенбергс в своих интервью отрекается от России и заявляет, что никогда не вернётся в «эту страну» и останется жить на Украине. В Астрахани же в соцсетях появляются отдельные высказывания, где народ ставит вопрос, что им неприятно упоминание имени Максаковой, которым, в частности, названа улица.

Надеюсь, что дальше простых высказываний дело не пойдёт и астраханцы, как и раньше, будут чтить свою великую землячку Марию Петровну Максакову. Родившуюся тёплой астраханской весной 26 марта по старому стилю (8 апреля по новому) 1902 года в государстве, которого уже не существует, но зато существует город Астрахань, у которого есть память и любовь.

Сергей Манцуров, астраханский областной общественно- политический еженедельник «Факт и компромат», № 46 (756), 2017 г.