Родился в Астрахани, здесь же рос, учился, работал. Сейчас руковожу компанией "Автограф", которая занимается изданием справочников посвящённых Астраханской области, подарочных книг, производством бизнес-сувениров и полиграфией. Самые значительные осуществлённые проекты это справочник "Действующие Лица Астраханской области", подарочный фотоальбом "Астрахань - XXI век", где впервые в России в

отделке обложки была использована кожа рыб и только что вышедший справочник "Крупнейшие Компании Астраханской области".

Со справочной информацией у нас проблема, обычно дальше контактных данных дело не идёт. Вот это я и пытаюсь исправить. Создавая свои проекты, я стараюсь придерживаться двух основных условий, первый это польза в работе, второй это уникальность. Ничего похожего на то, что мы делаем в Астраханской области нет, хотя потребность есть и она велика. Надеюсь, особенно учитывая развитие цифровых технологий, что ситуация изменится в лучшую сторону. Они уже серьёзно влияют на нашу работу. Сейчас мы начали предлагать новую, очень интересную услугу "печать по требованию". Стала она доступна относительно недавно, до этого делать книжки от одного экземпляра было очень не выгодно, слишком большая себестоимость. Сейчас цифровые печатные машины сделали это экономически оправданным.

Вы печатаете столько книг, сколько вам необходимо в настоящий момент, а когда они заканчиваются, делаете допечатку. Это очень удобно - сделать, например, сборник своих стихов или мемуаров только для родственников и друзей и при этом не тратите сразу большую сумму денег. Также есть ещё один очень большой плюс, возможность вносить

изменения в макет. Например компания издав рекламный проспект или книгу о своих достижениях, может вносить изменения в текст при последующих допечатках. Для Астрахани это очень актуально, большие тиражи зачастую расходятся долго, лежат на складах, потраченные деньги

не работают, из-за чего многие книги остаются не изданными. Данная технология позволит увеличить ассортимент для читателей. Думаю, в будущем с её помощью будут выходить не только книги, но и газеты и

журналы. Вместо ларьков с прессой будут стоять специальные аппараты, которые по вашему желанию будут печатать нужное вам издание и вопрос "Есть ли такая газета или журнал?" отойдёт в прошлое.

Мы сейчас на основе этой технологии запускаем несколько своих изданий. Эта серия подарочных книг о наиболее красивых и интересных уголках Астраханской области.

Рынок "глянца" в Астрахани: наши дни

Вершина печатной прессы это глянцевые издания, при их создании используются самые последние достижения полиграфии. Рынок журнального глянца у нас, можно сказать, в зачаточном положении, хотя попыток издавать журналы было предостаточно. В Астрахани, например, до сих пор нет ежемесячного журнала, хотя в других городах, например в Ростове, выходят более десятка, есть даже которые выходят

два раза в месяц, что, на мой взгляд, оптимально для журнала. Только при такой периодичности журнал получает возможность публиковать свежие новости и анонсы, резко увеличить свои рекламные возможности, а, следовательно и рентабельность.

Медленное развитие журнального рынка у нас, на мой взгляд, происходит по двум причинам, нет достаточного количества рекламодателей которые были бы заинтересованы в регулярной журнальной рекламе и все попытки осуществлялись при недостаточном финансировании.

Другая большая проблема это кадры. Нет подготовленных редакторов, журналистов, верстальщиков, дизайнеров, рекламных агентов. Каждый проект практически начинается с нуля, на энтузиазме. Энтузиазма хватает где-то на год, а часто и меньше. После чего редакция распродается и далеко не все сотрудники продолжают работать в печатных

СМИ, используя накопленный опыт.

Проблема кадров вообще сейчас вышла на первое место во многих отраслях, практически все руководители кто высказался по этому поводу в нашем справочнике "Крупнейшие Компании Астраханской области" ставили её на первое место.

Небольшой по своему размеру книжный и журнальный астраханский рынок накладывает определённые ограничения. Выпускать книгу или журнал большим тиражом обычно не имеет смысла, нет достаточного количества читателей, а раз тираж маленький то и себестоимость одного экземпляра

будет высокой. Отсюда возникает эдакая "вилка", дорогое издание многие не станут покупать из-за цены, так как рядом лежат более доступные по цене федеральные издания, а продавать дёшево не выгодно. С этой точки зрения у нас более оправданно распространять журнал бесплатно, получая

прибыль только от рекламы, не тратя сил и средств на розничную продажу. Проще наладить рассылку по руководителям организаций, выкладывать в магазинах, кафе и т.д.

Надо также учитывать конкуренцию с федеральными изданиями, у которых есть ряд существенных преимуществ - большая привлекательность для рекламодателя за счёт больших тиражей и более качественные редакционные материалы, зачастую более низкая цена при существенно большем объёме. У астраханского издания, в сущности только одно преимущество - это освещение местных новостей и событий. Выходом из ситуации является франшиза на выпуск федерального издания с местной вставкой, способ, давно опробованный в газетном сегменте. Была попытка

издавать у нас "Бизнес-журнал", проект работающий по этой схеме, но для астраханского рынка, по-видимому пока не посильный. Я в своё время делал расчёты получалось финансово очень рискованно, было необходимо

собирать очень много рекламы. Сейчас у нас издаётся другой журнал "CHIFF", похожий, но у него гораздо более мягкие условия сотрудничества для региональных представительств.

Мой прогноз

Сейчас лидером журнального рынка Астрахани является "Сити", притом его положение близко к монопольному. Сейчас, когда в условиях кризиса произошло существенное сокращение рекламных бюджетов, выросли цены на полиграфию, обстановка для старта новых изданий не благоприятная, хотя

и есть несколько проектов, как уже начавших работать, так и

готовящихся к выходу. Но шансов у них на успех не много, время "голодное", чтобы наладить работу требуется время и деньги, а пока что в Астрахани не заметно что-бы кто-то пытался инвестировать в журнал солидный капитал.

В принципе на региональном журнальном рынке происходит то же самое что и в остальных отраслях, главенствующее положение занимают крупные компании федерального масштаба или местные компании, работающие с ними на основе франшизы. Занять сильные позиции у местных изданий в

наиболее больших и "вкусных" сегментах шансов не много (но они есть).

Более перспективно выглядит освоение специализированных узких ниш. Сейчас из таких изданий у нас регулярно выходит "Астраханский Гид". Есть также журналы и справочники, посвящённые свадьбам, строительству. Кризис кроме отрицательных явлений, даёт шанс закрепиться местным

изданиям, пока крупные федеральные игроки приостановили свою экспансию.

Свобода печати

Я с большим скепсисом отношусь к такому явлению как "свободная пресса" (не путать со свободой слова). Солидное СМИ это серьёзное предприятие и на него (или его владельца) власть всегда имеет достаточно рычагов

влияния. Действительно "свободное пресса" может действовать только там, где власть состоит из нескольких равносильных группировок, притом пришедшим к определённому консенсусу, что бывает очень редко. Если победила одна группировка или идёт ожесточённая борьба за власть, ни о

какой "свободной прессе" речь идти не может, в крайнем случае, о послаблениях в строго заданных рамках. Все значительные источники информации будут кому-то подконтрольны и соответственно ангажированы.

СМИ это инструмент влияния определённых общественных групп, а не третейский судья.

Сейчас свобода распространения информации очень редкое явления и в действительно большом объёме представлена только в Интернете, в первую очередь за счёт блогов и различных тематических форумов, но это, опять

же, не надолго. Сворачивание "свободы" или если хотите

"вседозволенности" происходит на наших глазах, притом это мировая тенденция и она закономерна, государство должно контролировать основные потоки информации, это вопрос безопасности, кибер-войны уже реальность. Но в любом случае доступность информацией и обмен ею между

пользователями уже серьёзно изменили нашу жизнь. Для меня интернет сейчас одно из приоритетных направлений работы. От перспектив дух захватывает. Приходиться многому учится, хорошей школой является ведения дневника в livejournal.com, в просторечье ЖЖ. Интернет сейчас

даёт шанс человеку, вне зависимости от места нахождения получать доход, иногда очень значительный. Притом вариантов работы очень много, от написания статей и переводов, до коммерческих игр и открытия

интернет-магазинов. Всё это, на мой взгляд, меняет нашу жизнь гораздо больше чем любые законы и идеаологические установки. В общем, жизнь становится интересней!

"Факт и компромат" №6, 12.03.10.