Прокуратурой г. Астрахани проведена проверка законности отказа в предоставлении детям мест в детских дошкольных образовательных организациях.


Установлено, что в 2015 г. имели место факты необоснованного отказа администрацией г. Астрахани в предоставлении детям мест в детских дошкольных образовательных организациях, в связи с чем, они лишены возможности получить гарантированное законодательством содействие физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию, охране и укреплению физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей, воспитанию, а также реализации личности.


Непредоставление детям мест в детских садах при наличии волеизъявления правообладателя, свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.


В связи с выявленными нарушениями Конституции РФ, Федеральных законов «Об образовании в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», прокурором г. Астрахани в администрацию г. Астрахани внесено 10 представлений.


Кроме того, предъявлено 7 исковых заявлений в Кировский районный суд г. Астрахани об обязании администрации г. Астрахани предоставить указанным детям места в детском саду.


По результатам рассмотрения, 1 иск прокурора удовлетворен, по 6 - производство прекращено ввиду добровольного исполнения ответчиком исковых требований, 3 иска - находится в настоящее время на рассмотрении.


В настоящее время 16 детям фактически предоставлены места в детских садах на территории г. Астрахани.


Комментирует генеральный директор ООО "СоцИнвест Поддержка Бизнеса" Пеньков Н.Н.:


- Образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.


Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2).


Данные вопросы решаются на уровне местной администрации. Отказ в предоставлении места в ДУ по месту жительства вы вправе обжаловать в судебном порядке.


Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. (цит. по п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ № 5-П от 15.05.2006).


Таким образом, требование безопасной физической досягаемости (территориальной доступности) детских дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, напрямую исходит из необходимости обеспечить общедоступность дошкольного образования для всех детей вне зависимости от их места (адреса) проживания. Необходимость учредителя муниципальных дошкольных образовательных учреждений руководствоваться при комплектовании детских садов требованием их территориальной доступности находит свое подтверждение в нормативных актах на федеральном уровне. Так, в силу п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», в полномочия органа местного самоуправления в области образования входит закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.