Много было шуток про строительство метро в Астрахани, однако оно уже существует в нашем городе. Пока – на уровне депо с одним единственным вагоном. Депо обнесено несколькими рядами колючей проволоки, по периметру через каждые несколько метров установлены камеры видеонаблюдения. Большим подспорьем в работе депо является водонапорная башня. Метростроевцы никак не стали комментировать наличие в их хозяйстве раритетного вагона и откуда он взялся, они также сказать не могут и вообще это не депо, а автомойка.
Откуда же взялся вагон? Из Мытищинского машиностроительного завода вестимо, ведь именно там с 1939 по 1955 годы выпускались вагоны такого типа. В метрополитене использовались с 1941 по 1983 годы, после чего их заменили на современные. Официально сегодня из той серии остался в рабочем состоянии один вагон с номером 530, который используется в качестве музейного экспоната: он на ходу и в отличном состоянии, чего не скажешь о его астраханском собрате. Ещё шесть вагонов из той серии работают в депо московского метрополитена в качестве сараев. Стало быть, в Астрахани есть настоящий раритет, который, как и всё раритетное у нас в городе, покрывается медным тазом забвения. Да и кому нужны все эти особняки, вагон метро и тот же личный катер Геринга, который вполне себе используется в качестве транспортировщика рыбы? В хорошем хозяйстве всё сгниёт, поэтому и ухаживать особо ни за чем не нужно. Но не будем о грустном и давайте уже разберёмся с тем, как этот вагон оказался в Астрахани?
Из семи российских городов с метро ближайшим для нас является Самара. Но вагон явно оказался здесь раньше, поэтому берем метро в Тбилиси и Баку, откуда он также мог телепортироваться к нам. Ширина колеи обычной железной дороги позволяет это делать. Допустим, что какой-то вагон списали. По идее, его должны были разобрать на запчасти в нормальном состоянии, а всё иное отправить на переработку. Здесь же явно вагон пришёл в Астрахани в целом состоянии, после чего его сняли в тупике с рельсов, убрали колесные тележки и привезли почему-то на Красную Набережную, где это чудо и стоит до сих пор. Я очень люблю метро, но каким нужно быть фанатом этого дела, чтобы организовать транспортировку вагона в Астрахань? Причем фанатом этот чудак явно не являлся, судя по внешнему виду вагона. Значит, в хозяйстве нужен был сарай, склад. Так для этого тащить вагон метро откуда бы то ни было это верх расточительства. Впечатление, что кто-то заключил в пьяном споре пари, что сумеет вот прямо в это конкретное место воткнуть вагон. И воткнул. Так его ещё пришлось обшивать железом, что потребовало дополнительных затрат. В итоге это явно самый дорогой сарай, склад, гараж – как угодно – в Астрахани по степени затрат. Да к тому же с каждым годом он становится всё раритетнее, а это лишь прибавляет цену.
Если кому интересно посмотреть на астраханский зачаток метрополитена, то он находится на стыке улиц Мельникова и Красной набережной во дворе. Всё чисто, аккуратно, даже бесплатный общественный туалет есть в сносном состоянии, а двух шагах сразу несколько заведений общепита. Ну чем не Каспийская столица?
Иван Вездебываев
еще один факт.