Так устроены люди, что к хорошему привыкают быстро. Ровно месяц и одиннадцать дней действует новый наплавной понтонный мост через реку Бузан. Казалось бы, короткий срок, а многим уже немыслимо пользоваться прежним средством сообщения — паромной переправой. Всё познаётся в сравнении.
Долго и нудно ждать скрипучий паром, а потом, выйдя из машины, скучать и мёрзнуть на нём под речным ветром, нервно поглядывая на часы (время — деньги!), или за полторы минуты переехать на другой берег по надёжному понтонному мосту, построенному в лучших традициях отечественной военной промышленности. Естественно, каждый предпочтёт первому второе.
Выступая на торжественном открытии этого красноярского чуда 7 декабря прошлого года, губернатор Александр Жилкин отметил:
- Данная понтонная переправа очень важна для развития как Астраханского региона в целом, так и Красноярского района в частности. После пуска пограничного мостового перехода через реку Кигач на автодороге Астрахань-Атырау, который, как вы знаете, строится в настоящее время, количество большегрузных автомобилей, идущих через Красноярский район в Казахстан, возрастёт более, чем в два раза. Если сегодня мы пропускаем 28 тысяч автомобилей, то в первый же год после пуска моста это количество увеличится до 70 тысяч. Новый наплавной понтонный мост через реку Бузан справится с нагрузкой, которая была бы не под силу паромной переправе. К тому же это дополнительные рабочие места, придорожная инфраструктура, развитие района, доходы населения.
Но не все жители района, а тем более области и приезжие знают, как долго и нелегко рождалось это детище.
- Вот уже четвёртое столетие на левом берегу реки Бузан существует Красный Яр, но до недавних пор не было нормальной переправы, — рассказывает глава Красноярского района Владимир Савкин. — Конечно, все мечтали о хорошей переправе. Но мечтать — одно, а воплотить мечту в реальность очень непросто. Где-то в наших архивах пылится проект 15-20-летней давности на строительство моста, тогда ещё в советских рублях он стоил миллиард шестьсот миллионов, в то время как бюджет всей области составлял 2,2 миллиарда. Сейчас такой мост обошёлся бы как минимум в 5 миллиардов. Естественно, ни тогда, ни теперь никто не вложил бы такую сумму в подобное строительство.
Для сравнения: в строительство наплавного понтонного моста было вложено порядка 70 миллионов частных инвестиций. Впрочем, найти инвесторов и на такую сумму оказалось весьма сложной задачей.
- Первый инвестор много наобещал, но оказался несостоятельным, — вспоминает Владимир Савкин. — К счастью, мы были очень осторожны и не вложили тогда ни рубля бюджетных денег. Потом появился уже настоящий авторитетный инвестор в лице московской Первой национальной финансовой компании.
И вот астраханский губернатор Александр Жилкин с подачи главы Красноярского района обратился к президенту этой компании, доктору экономических наук Валерию Поспелову с предложением стать инвестором проекта на основе частно-государственного партнёрства. Договорённость была достигнута. Первой национальной финансовой компании предстояло разработать технико-экономическое обоснование, изыскать инвестиции для строительства понтонного моста, организовать его проектирование, возведение и эксплуатацию. Со своей стороны Администрация Астраханской области и Красноярского района обязались выделить землю под строительство и оказать содействие в его согласовании со всеми необходимыми службами.
- Владимир Фёдорович Савкин создал при Администрации района общественный совет по реализации нашего проекта, — рассказывает генеральный директор ООО «Красный Яр» (данное общество эксплуатирует понтонный мост) Герман Шайхиев. — Председателем совета был назначен руководитель по делам ГО ЧС и мобилизационной работе Ильдар Садыкович Якубов. — Каждую неделю мы собирались и определяли, что предстоит сделать. И работу вели. Сразу начали готовить документацию. Заказали в проекте обустройство подъездных путей, согласовали с ГАИ. Далее по железной дороге начали доставляться понтоны. Они прибывали из Архангельска и Кировской области. Часть понтонов шла с Белоруссии, её предстояло растаможить. С Волгограда завезли более 300 метров необходимых тросов. Приняли четыре катера, два КРАЗа. Эта техника необходима не только для обслуживания моста, но и на случай возникновения различных нештатных ситуаций: если на переправе сломается чья-то машина, её сразу отбуксируют, а спасатели на катерах немедленно отреагируют, если кто-то окажется за бортом. Активное участие в строительстве принимало ООО «Промтехника ХХ1» во главе с его президентом, генералом-лейтенантом инженерных войск, кандидатом технических наук Николаем Георгиевичем Топилиным. Однако всю доработку — электрификацию, устройство пешеходных дорожек делал наш завод «Прогресс». С пуском моста мы соединили два берега реки. Население Забузана получило возможность в любое время не простаивая попасть в Красный Яр. Если сельчане годами подолгу дожидались приезда, например, скорой медицинской помощи, то сегодня эта проблема решена. Увеличится интенсивность прохождения машин. Мы запланировали весной произвести посадку деревьев, цветов. То есть участок будет благоустроен. Кроме того, мы дали населению района уже сорок новых рабочих мест. В перспективе появится ещё десять, то есть будет трудоустроено уже 50 человек местного населения.
Новый наплавной понтонный мост через реку Забузан радует своим современным видом и хорошим техническим оснащением. Движение по нему двустороннее. Также с обеих сторон имеются пешеходные дорожки. Мост охраняется силами агентства «Сатурн», контрольный пост оснащён системой видеонаблюдения. В кассах, чтобы не задерживать проезжающий автотранспорт, одновременно работает по несколько кассиров. Поскольку мост является частной собственностью, проезд автотранспорта по нему, естественно, платный (впрочем, за паромную переправу тоже ведь приходилось платить). Но расценки для такого-то комфорта и быстроты, на мой взгляд, вполне приемлемые: проезд легковых автомобилей — от 30 до 40 рублей, микроавтобусов — 60 рублей, автобусов и грузовиков — от 120 до 150 рублей. Пешеходы пользуются мостом бесплатно.
- Мы выполнили свою задачу и создали альтернативу паромной переправе, — рассказывает Владимир Савкин. — Этот объект имеет огромную социальную значимость не только для Красноярского района и Астраханской области. Он уже становится международным коридором. Сегодня, к примеру, мне доложили, что через понтонный мост прошло 40 автобусов, следующих с республик Средней Азии в Мекку. Теперь международные пассажирские и грузовые перевозки осуществляются с большим комфортом, чем до введения в эксплуатацию нашего понтонного моста, а это уже — политика государства.
Но в любом новом начинании, наверное, неизбежно столкновение с разного рода препонами, неожиданностями, недопониманием. С пуском понтонного моста появилась целая армия претендентов на бесплатный проезд по нему. Так, например, только Красноярским РОВД представлен список на 31 автомобиль. По самым минимальным расчётам, бесплатно пропуская эти машины, ООО «Красный Яр» ежедневно недополучает 3780 рублей. За месяц это составляет уже 113400 рублей. А ведь льготный проезд, как мы знаем, уже год как отменён для всех без исключения.
- Мы безоговорочно готовы пропускать спецтранспорт: например, скорую помощь или пожарную машину, — говорит генеральный директор ООО «Красный Яр» Герман Шайхиев. — Но количество льготников увеличивается лавинообразно. В итоге это сделает невозможной коммерческую эксплуатацию моста из-за больших потерь. Чиновники различных ведомств объясняют свои запросы служебной необходимостью, а это далеко не всегда соответствует действительности.
Не могу с этим не согласиться. Пока я фотографировала мост и общалась с местными жителями, которые радовались новой возможности быстро и доступно пересекать реку Бузан, стала свидетелем следующего инцидента. По мосту с ветерком прокатила красивая машина, не остановившись, чтобы оплатить за проезд. На выезде её задержала служба охраны. Выяснилось, что на бесплатный проезд водителя вдохновил пассажир — сотрудник ГАИ. Он был навеселе и явно ехал не по служебным делам. Держался заносчиво, словно не он кому-то должен, а ему все должны.
- Пропуская бесплатно транспорт, мы много теряем в выручке, — рассказывает старший кассир Анна Андреева. — Сейчас удалось переубедить некоторых работников милиции. Они пытались ездить даже на личном транспорте бесплатно. Ездили очень часто. И при этом нередко хамили.
- Если законом не предусмотрен бесплатный проезд транспорта УВД, значит пусть оплачивают, — считает руководитель по делам ГО ЧС и мобилизационной работе Ильдар Якубов. — Ведь не могут же люди работать бесплатно. А если так будет продолжаться, то предприятие «вылетит в трубу» и не станет этого моста.
- Есть категории людей, которые живут старыми понятиями. Мол, почему я должен платить? Такие инциденты часто имеют место, — докладывает обстановку начальник наплавного моста Арон Джуманов.— Но у нас частное предприятие, мы должны зарабатывать и погашать кредиты.
Трудный разговор состоялся у меня с начальником Красноярского РОВД Виктором Яренковым.
- Это маразм какой-то, — сразу заявил он. — Работник милиции должен выехать на место происшествия, предотвратить преступление, задержать подозреваемого и заплатить за это свои деньги. Где в мире такое есть? Ни у нас в РОВД, ни в УВД не предусмотрено никаких финансовых средств на эти цели. Пользовались паромной переправой, и никаких проблем не возникало.
- Но паром муниципальный, а это частник! — попыталась возразить я.
- Но, извините, когда они тут строились, и наши сотрудники круглые сутки стояли и с той, и с этой стороны, обеспечивая безопасность дорожного движения и общественную безопасность, мы же с них никаких денег-то не требовали. Я знаю, кто муссирует этот вопрос, и напрасно они его муссируют.
- Какой-то компромисс может быть найден?
- Компромисс тут может быть обыкновенный — обеспечение надёжной безопасности граждан. Здесь государственная граница, здесь техногенные производства, здесь не исключена ситуация массового подъёма личного состава и подразделений УВД и перемещений сюда. И что же тут будет? Значит, это важнее безопасности государства?
- Но ведь другие службы решили вопрос оплаты, на льготных условиях приобрели пропуска. Налоговая, например.
- Правильно, у них есть деньги на это! Не исключено, что и у пограничников деньги есть, и у таможни. А у нас нет. И мы тоже принципиально поступим. Вы знаете, какой у них бардак будет?
- А что за бардак? Что Вы имеете в виду?
- Да их сейчас начнут посылать, а то и физиономии бить. Они вынуждены будут к нам обратиться. Мы тоже тогда будем предъявлять требования: заплатите, мы поедем.
Немного поостыв, в конце нашего разговора Виктор Яренков предложил по этой проблеме провести круглый стол у главы района с приглашением главы сельсовета, прокурора, представителя УВД.
Однако Владимир Савкин не принял это предложение, о котором я сообщила ему при встрече на следующий день:
- У меня нет надобности для проведения круглого стола. Я за закон. Для чего мы будем дебатировать? Обсуждать закон? Не надо опричниной заниматься. Можно дойти до того, что завтра прийти в магазин и сказать: «Мы милиция, давайте нам бесплатно хлеб, давайте водку». Яренков говорит с пафосом, ссылается на служебную необходимость, защищая честь мундира. Но мундир должен быть чистым. Некоторые работники милиции привыкли открывать ногой любую дверь. Но ведь есть закон о защите права собственности. Не выполнять его — преступление.
Нередко амбиции вступают в противоборство с законом, здравым смыслом и общественным интересом. Упомянув о «ложке дёгтя в бочке мёда», проблеме, с которой столкнулось ООО «Красный Яр» в своём большом начинании, хочется пожелать скорейшего, разумного и справедливого её решения. Пусть новый наплавной понтонный мост долго и надёжно служит нашему региону. И пусть ничто не угрожает его существованию. Продолжим тему в следующих номерах газеты.
Вероника Карпычева, председатель АРО ООД «За права человека», газета "Факт и компромат №2, 2006г.