Международный транспортный коридор «Север-Юг» способен сыграть важную роль в расширении торговых связей с Африкой

Заместитель министра промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Михаил Кабаков на заседании Международного Совета делового сотрудничества торгово-промышленных палат стран Каспийского региона «Деловой Каспий» заявил о значительном потенциале МТК «Север-Юг» для расширения торговых отношений с Африканскими странами.

Кабаков отметил, что основную нагрузку на данный момент несет российско-иранская торговля, однако для дальнейшего увеличения грузопотоков необходимо развивать транзит через территорию Ирана в сторону Индии и других азиатских регионов. Вместе с тем, он подчеркнул наличие значительной грузовой базы в Африке, которая также могла бы стать частью логистической сети МТК.

«Мы считаем необходимым наладить сотрудничество с нашими партнёрами для формирования сквозных транспортно-логистических маршрутов в рамках МТК „Север-Юг“. Это позволит доставлять грузы через порты Астраханской области, пересекать Каспийское море и территорию Ирана, достигая портов на востоке Африки и возвращаясь обратно», — уточнил Кабаков.

Сегодня МТК «Север-Юг», благодаря своему уникальному географическому расположению и развитым транспортным инфраструктурам, становится всё более конкурентоспособным. Астраханская область играет ключевую роль в этом маршруте, соединяя европейскую часть России с Индией и Азиатским регионом через каспийские порты и транспортные хабы.

Порты Астраханской области обладают совокупной мощностью в 16 миллионов тонн груза ежегодно. Они оборудованы современной грузоподъёмной техникой и доступны для захода иностранных судов круглогодично. Зимняя навигация обеспечивается ледокольными судами, включая недавно прибывший ледокол «Капитан Зарубин», усиливший каспийский ледокольный флот.

Важнейшим звеном МТК остаётся Волго-Каспийский морской судоходный канал. В соответствии с президентским поручением, в 2023 году была увеличена допустимая осадка судов до 4,5 метров, что позволило увеличить эффективность перевозок и повысить загруженность судов. С начала 2022 года в рамках дноуглубительных работ было извлечено свыше 15 миллионов кубометров грунта.

Отмечаются положительные тенденции в росте грузооборота через порты Астрахани и Оли. За 2023 год было перевезено 4,5 миллиона тонн грузов, что на 51% больше, чем годом ранее. Первые девять месяцев 2024 года показали ещё больший прирост — 27%, составив почти 4 миллиона тонн.

Внешнеэкономические отношения Астраханского региона с Ираном остаются стабильно высокими: более 90% всех грузов, проходящих через местные порты, направляются именно туда. Помимо этого, через Астраханскую область проходят грузовые потоки из таких стран, как Турция, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, обеспечивая двусторонний товарообмен с Россией.

Таким образом, МТК «Север-Юг» представляет собой стратегически важный маршрут, способствующий укреплению международных экономических связей и открывающий новые возможности для торговли с развивающимися рынками Африки и Азии.