В последнее время новости из Астраханского гостеатра оперы и балета отличаются контрастным многообразием. AST-NEWS.ru не может оставить без внимания наиболее значимые из них.
Весть о том, что в балетной труппе АГТОиБ появился солист такого высокого ранга как заслуженный артист России Михаил Мартынюк, удивила и порадовала. Однако, скупая информация официальных пресс-релизов не могла нас удовлетворить, и мы обратились к Михаилу Андреевичу с просьбой ответить на несколько вопросов, чтобы осветить событие в культурной жизни нашего города подробно, обстоятельно и без искажений.
- Михаил, астраханские сми представили вас в своих публикациях, как премьера «Кремлевского балета». Расскажите подробнее об этом статусе. Как вы попали в такой знаменитый балетный коллектив и почему не работаете там сейчас?
- На самом деле всё просто и логично. Я окончил Пермское хореографическое училище. Выпускной государственный экзамен принимала Екатерина Сергеевна Максимова. В какой-то момент, когда я где-то ловко прыгнув и улыбнувшись, был ею замечен. Она пригласила меня попробовать приехать на просмотр в театр «Кремлёвский балет». Я последовал её совету и поехал в Москву, показался и меня взяли в кордебалет. Но через месяц художественное руководство поменяло своё решение, и я стал солистом.
Театр "Кремлевский балет" стал для меня домом. За полтора десятилетия я сделал для него многое вместе со своими коллегами народной артисткой России Натальей Балахничевой, заслуженной артисткой РФ Александрой Тимофеевой и другими признанными мастерами сцены.
Но мне пришлось уйти оттуда, так как появились новые возможности, горизонты и нужно было двигаться дальше. Я открыл две балетные школы и у меня не хватало времени на репертуар, который я уже и так давно перетанцевал.
Мне захотелось чего-то другого. Во время своей работы в «Кремлёвском балете» я сотрудничал с другими театрами. Так, например, я станцевал в «Баядерке» у Константина Иванова в Марийском театре оперы и балета ещё до того, как это название появилось в театре «Кремлёвский балет». Я всегда добирал в других театрах России и за рубежом тот репертуар, которого изначально не было в том месте, где служил.
Но когда весь интересующий меня репертуар закончился, а новые авторские балеты не появлялись, я понял, что нужны изменения. Хорошо, что были гастроли, которые оживляют творческий процесс артиста. От этого становилось немного легче, но когда и это не помогло, то пришлось открывать свои школы. А когда они не стали приносить морального удовлетворения, то я решил уйти из театра.
- В связи с этим, один простой вопрос: почему Астрахань?
- Всех нас в этом году подкосила пандемия коронавируса. Это сказалось на состоянии дел людей по всему миру. В марте я стал художественным руководителем «Ballet Philippines” в Маниле – флагманского театра этой страны. По своему статусу его можно сравнить с нашим Большим театром.
Попасть на такую высокую должность было не просто. Но мои идеи одобрили, и я стал художественным руководителем этого коллектива. Меня хорошо знали на Филиппинах, так как я работал там с 2012 года. В течение пяти лет являлся приглашённым солистом в театре “Ballet Manila”. На Филиппинах родилась моя дочь. С этой страной меня связывает очень многое.
И вот, 16 марта 2020 года, когда мы должны были вылететь, то Республику Филиппины закрыли по всем известной причине. Потом были закрыты и российские границы. В связи с этим, я был переведён на должность художественного руководителя – консультанта. Далее президент этого островного государства объявил, что на территории страны все учреждения культуры будут закрыты на год. Возобновление их деятельности планируется только в июне 2021 года. Это решение правительства было окончательным и без вариантов. Так, что сейчас я веду занятия с артистами «Ballet Philippines” в онлайн-формате.
О моей ситуации узнал Константин Семёнович Уральский. Я рассказал ему, что из-за коронавируса откладывается моё полноценное художественное руководство «Ballet Philippines”, и что я, наверное, прекращаю заниматься балетом вообще. На что Уральский мне ответил, что тебе же только 35 лет, ты можешь ещё танцевать. И предложил мне приехать в Астрахань, поработать здесь.
Константин Семёнович отметил, что в Астраханском театре оперы и балета для меня, как артиста есть несколько ролей, которые я смогу занести в свой репертуарный актив. В частности речь шла о моих работах в его постановках «Вальс белых орхидей» (Герой), «Кармен-сюита» (Хосе), «Андрей Рублёв» (Юродивый). Он также планировал репетировать со мной роль Абдерахмана в «Раймонде», постановку которой он готовил. Если это произойдёт, то в моём арсенале танцовщика будет уже около сорока ролей.
Мне очень понравилась эта идея. Я не люблю проводить своё время в бездействии. И раз получилось так, что моя поездка на Филиппины откладывается, я откликнулся на предложение Константина Семёновича приехать и этот период поработать в Астраханском театре оперы и балеты.
Имея большой танцевальный опыт, я могу многое подсказать как партнёр балеринам, а также поработать с мужской половиной балета, показать им на классе какие-то особые приёмы и прыжки. Накопленный за долгие годы профессиональный багаж, я с радостью готов отдавать артистам астраханского балета.
Так как в любом случае придётся принимать художественное руководство «Ballet Philippines”, мне нужно перенять трудовой опыт у мастера, который создал труппу и работает в этой системе уже давно. Мне очень важны его приёмы, идеи, подсказки. Константин Семёнович балетмейстер, хореограф, обладающий теми знаниями, которые очень пригодятся в дальнейшей моей деятельности на посту художественного руководителя балетной труппы.
Мы с Константином Семёновичем знаем друг друга давно, у нас прекрасный контакт, и я буду счастлив во время своей работы в Астраханском театре оперы и балета плодотворно взаимодействовать с таким большим мастером как Константин Уральский.
- Как вы познакомились с Константином Уральским?
- Я из родом из города Еманжелинск Челябинской области, там живут мои близкие, я часто бываю на своей малой родине. С Константином Семёновичем я познакомился примерно в 2008 году, когда приходил в Челябинский академический театр оперы и балета. В то время он работал там художественным руководителем балетной труппы и главным балетмейстером. Я принимал участие в его постановке балета «Дон Кихот», а в 2010 году стал постоянным гостем сезона этого театра. В 2015 году в Челябинске я организовал проект для детей «Чёрный лебедь».
- В одном из своих интервью вы сказали, что решили заниматься балетом в четыре года. Расскажите, пожалуйста, о вашем балетном старте подробнее.
- Нет, я так не решил. И сам себя в балет никогда бы не отдал. Просто мама отвела меня в школу искусств, чтобы я в последствии не прыгал по гаражам. Во время обучения участвовал в многочисленных региональных конкурсах, на которых завоёвывал призовые места и дипломы. А когда мне было шесть или семь лет одна женщина из Челябинского института культуры, случайно заехавшая в Еманжелинск, заметила мою музыкальность и посоветовала мама поехать в Пермь, где бы меня научили танцевать.
Мы отправились туда на просмотр и меня сразу же не взяли. Всех не устроил мой рост, прыжок и всё было вообще очень плохо. Но посоветовали приехать на добор, а вдруг возьмут. Мы приехали ещё раз – и я был принят. Так сложилась моя судьба!
- Вы приехали в Астрахань со своей супругой, которая тоже будет работать вместе с вами? Что можете сказать об Астраханском театре оперы и балета? Какие первые впечатления?
- Да я приехал сюда со своей женой артисткой балета Элеонорой Мартынюк, сыном и дочерью. Для меня очень важным моментом ещё являлся тот фактор, что мои дети большую часть своей жизни провели на Филиппинах, в тёплом климате. А когда мы находимся с ними в Москве, то для них там складывается неблагоприятная климатическая обстановка. Поэтому в этом плане Астрахань является очень подходящим для нас местом.
Мы приехали совсем недавно и только адаптируемся в новых условиях. Сам театр, конечно, очень понравился, он громадный и уникальный, фантастический дворец.
- В каких ролях астраханский зритель может увидеть вас на сцене в ближайшее время?
- Об этом я пока не могу сказать, так как такие решения принимает художественное руководство. Существует определённый план, куда меня поставят, то я и станцую. Возможно, меня введут в «Жизель». В своё время, когда я готовился к этому спектаклю, то репетировал партию Альберта с Екатериной Сергеевной Максимовой. Это были настолько детальные репетиции, с учётом малейших нюансов, что ввестись в этот спектакль мне не составит никакого труда.
- Ну, уж тем более вам не составит труда ввестись в любимейший спектакль астраханской публики «Дон Кихот»! Это же ваша звёздная роль?
- Я и Базиль из балета «Дон Кихот» - это уже синонимы. Я не могу существовать без этого персонажа. У моей бомбетки (деталь костюма) пробег по «Дон Кихоту» составляет миллион километров и столько же часов.
- В нашем городе очень любят балет, и зрители относятся с большим трепетом ко всему, что с ним связано. Поэтому появление в труппе театра такой балетной величины, конечно, их очень обрадует. И представить вас с правильной стороны – является важнейшим фактором в понимании происходящих сейчас в театре процессов. Скажите, а вы лично знакомы с новым художественным руководителем балета АГТОиБ Дмитрием Гудановым?
- Да, конечно, мы познакомились с Дмитрием в 2003 году и много раз участвовали в различных гала-концертах. Мы с ним коллеги по цеху.
- Вы, как артист балета, пребывающий в ранге премьера, насколько считаете важным развивать так называемый «институт звёзд» именно среди творческого сообщества. В Астрахани сложилась традиция неоднозначного восприятия чьей-либо популярности, считая это не скромным. Правильно ли это?
- В театре, несомненно, должны быть лидеры. Если говорить о балете, там непременно есть лица, известность которых должна привлекать внимание. Ими становятся такие люди, которые, не взирая на все внешние или внутренние обстоятельства, могут выйти на сцену и показать образцовое выступление. На это способны абсолютные сценические мастера.
Почему так важно, чтобы о ведущих артистах знали люди? Когда я попал в театр «Кремлёвский балет» я про него ничего не знал, не смотря на то, что по роду деятельности следил за ситуацией в балетном мире. Но прошло буквально три-четыре года и выпускники Пермского хореографического училища, узнав, что я там работаю, заинтересовались этим театром. Они сразу стали понимать, что это коллектив, где есть все необходимые условия для работы. И подрастающее поколение, которое знали меня, тоже стало двигаться в этом направлении.
Поэтому, я считаю, что интересно рассказывать об артистах просто необходимо для престижа самого театра. В каждом отдельном случае взаимоотношения строятся по-разному. Просто я попал, как говорится, на старую гвардию. И когда мы готовили, например, спектакль «Ромео и Джульетта», я сначала перечитал первоисточник, потом посмотрел одноименный фильм Франко Дзеффирелли и более позднею киноверсию с Леонардом Де Каприо. Мне нужно было вникнуть в суть своего персонажа и понять, кем же был Ромео.
После этого мы с моим педагогом заслуженным артистом России Вадимом Кременским не стали сразу учить порядок, до этого мы много говорили об образе, который мне предстояло воплотить. Каждую мизансцену мы проговаривали словесно, прежде чем приступить к движению. Потому что, если просто выучить и станцевать хореографию, это будет пустота.
Очень важно, если труппа была воспитана на старой школе русского балета, где, прежде всего, важна внутренняя наполненность артиста, а те только техническое исполнение. Образность в балете необходима! Выпускники хореографических училищ изначально владеют танцевальными приёмами. Своё техническое мастерство они должны наложить именно на образ. Иначе ничего не получится.
- Этот год ознаменован пандемией коронавируса, который свернул многие грандиозные планы, и, к сожалению, пока не собирается исчезать. Но как бы не складывались дальнейшие обстоятельства, накопился определенный опыт их преодоления. Как вы вышли из этого стресса?
- Для меня этот стресс закончился совсем недавно. Моя хорошая знакомая попросила меня принять участие в концерте, первом после затянувшегося перерыва, когда не было возможности проводить полноценные классы. Первого августа в городе Клин я вышел на сцену в концерте, посвящённом 180-летию Петра Ильича Чаковского, который вёл Николай Максимович Цискаридзе.
Артисты выступали практически без репетиций, но есть опыт и мастерство, зрители это оценили и долго не отпускали нас со сцены.
Есть абсолютная уверенность, что астраханская публика, ценящая балет, подробно познакомиться творчеством безусловной балетной звезды Михаила Мартынюка и долго не будет отпускать его со сцены Астраханского театра оперы и балета.
Заслуженный артист России Михаил Мартынюк является участником проекта "Русские сезоны" под художественным руководством Народного артиста РФ Андриеса Лиепы. Он ведёт активную гастрольную и концертную деятельность. Его виртуозному исполнению ведущих партий классического балета рукоплескали зрители всего мира. Он открытый, необычайно свободный и позитивный человек.
Пусть все планы нового блистательного солиста астраханского балета осуществятся, а его появление в Астрахани будет для всех счастливым знаком.
Интервью подготовила Екатерина Некрасова.