Министерская доля. Об экс-министре ЖКХ Астраханской области Яковлеве
Бесславно завершилась карьера бывшего министра жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Виктора Яковлева. За злоупотребления должностными полномочиями он приговорён судом к двум годам и одному месяцу колонии общего режима.

Следствием установлено, что во время строительства водопроводных сетей в Икрянинском районе, которое осуществлялось в рамках программы «Чистая вода», были допущены серьёзные нарушения в расходовании финансовых средств. Установлено, в частности, как министерство заключало контракт с подрядной организацией на выполнение необходимых объёмов в определённый сметой срок. Но подрядчик в срок не уложился. Однако министр Виктор Яковлев собственноручно подписывает акт о приёме объекта и о переводе финансовых средств подрядчику в сумме 50 миллионов рублей за невыполненную работу. Бюджет понёс убытки, а жители Икряного и Маячного до сих пор сидят без питьевой воды.

Быстро по карьерной лестнице поднимался Виктор Яковлев. Но быстрый рост опасен. Особенно опасен он для морально неустойчивых людей, как говорили раньше. Впрочем, это определение не устарело и сейчас. Только к этому нужно добавить: не только морально неустойчивых, но и не чистых на руку людей. Быстрый карьерный рост не только расхолаживает, но и придаёт значительность собственной персоне, непогрешимость и вседозволенность.
Кстати, если посмотреть на фигурантов аналогичных судебных решений – все они из одного теста сделаны…
И вот тут хочется обратиться к опыту Лаоса – небольшой южноазиатской стране, где в 1975 году пришли к власти коммунисты. Здесь уличённых в бюрократизме и мелких взятках клерков шлют на перевоспитание в монастыри, где они проходят «семь кругов ада». Тут они должны отработать от полугода до целого года: работать от зари до зари, убирать, мести полы, выращивать на полях монастыря урожай. Делать много разных других работ.

Рацион бывшего чиновника бедный и состоит из варёного риса, тушёных овощей и стакана воды. Но чтобы всё это заработать, нужно идти просить подаяние у местных жителей. В свободное от работы время проштрафившиеся чиновники, а среди них немало и самого высокого ранга, распевают молитвы и постигают учение Будды. В общем, дни заняты «под завязку». Зато потом «излечившиеся от бюрократического недуга» могут рассчитывать даже на должность министра.

А как перевоспитывают чиновников в нашей стране? Самое серьёзное перевоспитание – это, естественно, тюремные нары.
  
Но это за очень серьёзное правонарушение. А чаще всего чиновники отделываются домашним арестом. Нередко проштрафившегося чиновника пересаживают из одного кресла в другое. Порой более высокого уровня.

Недавно прочитал в одном из центральных изданий такую вот заметку. Один из заместителей министра сельского хозяйства сильно опростоволосился. Это случилось во время посещения им Тимирязевской сельхозакадемии.

Студенты задали вопрос высокому чиновнику, простой в общем-то вопрос для людей с аграрным образованием: чем отличается по виду кормовая свёкла от свеклы сахарной? Чиновник не смог ответить. И, конечно же, стал объектом шуток.
Каково же было удивление, когда буквально на следующий день его повысили в должности. Он из простого замминистра стал его первым заместителем. Просто случайность?
Когда происходят такие случайности, люди воспринимают это по-разному. По-разному, надо полагать, отнесутся и к тому, что в государственном бюджете на 2018-2021 годы выделено на квартиры чиновникам 9,5 миллиарда рублей.
В данный момент в стране, в том числе и в нашей Астраханской области, ещё не все ветераны войны получили квартиры, а тут чиновникам столько денег на субсидии для приобретения жилья. Надо полагать, что получат эти субсидии заслуженные люди, во всех отношениях достойные, а не проштрафившиеся чиновники, протирающие штаны от звонка до звонка. Таким не субсидии надо выдавать, а посылать на перевоспитание, как делают в Лаосе.

Зарплаты у федеральных чиновников, которым планируется выдавать финансовую помощь на приобретение жилья, во всяком случае не такие, как у простых рабочих. И тем более у крестьян, работающих на земле.

Поэтому и возникают вопросы: почему им, чиновникам, можно выдавать субсидии на приобретение жилья, а нам нельзя?

Недавно появились официальные данные: за восемь последних лет на субсидирование жилья для госслужащих бюджет выделил более 30 миллиардов рублей Может быть, закрыть эту лавочку? Не слишком ли много способ помощи из госбюджета чиновничьему люду?

По некоторым данным средняя зарплата федерального госслужащего 100 тысяч рублей в месяц. И, надо полагать, они в состоянии самостоятельно накопить на жильё. Почему же они надеются «на халяву» урвать у государства солидный куш?

Государство у нас, как известно, социальное. А значит, должно заботиться о бедных и обездоленных. Но оно, как это ни печально, демонстрирует в данном случае заботу совсем не о бедных и обездоленных. О детях-сиротах, например. Ведь они тоже имеют все права на собственное жильё. Но это обязательство перед ними выполняет государство не должным образом. Может быть потому, что государство хочет иметь хороших чиновников на местах? И, конечно же, хороших министров, которые умело справляются со своими обязанностями и не запускают руку в чужой карман?

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 49 (759), 2017 г.