С открытием торгово-развлекательного центра «Ярмарка» количество «цивилизованных» торговых площадей в городе перевалило за символическую планку в 300 тыс. кв. метров. Между тем в Астрахани строятся еще несколько крупных ТЦ общей торговой площадью свыше 200 тыс. кв. м.

По мнению экспертов, результатом эпохи бурного развития этого сегмента рынка станет жесткая конкуренция, которая обернется пользой и для арендаторов, и для покупателей. И за тех, и за других между торговыми центрами развернется настоящая борьба.

ДО ЕВРОПЫ ЕЩЕ ДАЛЕКО

Последние пять-шесть лет стали для Астрахани эпохой бурного развития сферы торгово-развлекательных услуг. Что неудивительно, если учесть, что с начала века покупательский спрос в Астраханской области вырос в девять раз, а в прошлом году товаро-оборот достиг рекордной отметки в 96,3 млрд рублей. Начиная с 2005 года у нас открылись «Лента», два «Гранд Ривера», «Айсберг», «Метро», вторая очередь ТРЦ «Три кота» с ледовым катком, «Добрострой», «Алимпик», семейный «Магнит». Последним открытием из этой серии стала «Ярмарка», с запуском которой общая площадь торговых комплексов превысила 300 тыс. кв. метров.

По данным компании «Консалтинг АБВ», если на конец 2009 года на одну тысячу астраханцев приходилось 122 кв. метра торговых площадей, то сейчас эта цифра достигла 342,6 квадрата. Впрочем, отмечают в компании, пока она ниже показателей стран Восточной Европы, где на тысячу населения приходится 470 кв. метров.

По подсчетам специалистов, европейскую планку мы преодолеем к 2014 году после открытия молла «Парк Хаус» по ул. Магистральной и «Бауцентра» по Аэропортовскому шоссе. И не просто догоним, а перегоним, поскольку на тысячу астраханцев тогда будет приходиться 756,8 кв. метра.

ДЕВЕЛОПЕРЫ СОХРАНЯЮТ СПОКОЙСТВИЕ

Ни для того не секрет, что главный критерий рентабельности торгового центра — заполненность площадей арендаторами. Специалисты отмечают: уже сейчас на рынке коммерческой недвижимости начали происходить колебания в структуре спроса и предложения арендных площадей. Наиболее страдают относительно небольшие торговые центры, попадающие в сферу охвата мегасторов, — их посещаемость снижается, а значит уходят к более сильным конкурентам качественные арендаторы. Впрочем, участники рынка пока не признают, что есть повод для тревоги. «Мы работаем с другой категорией товара по сравнению с той же «Ярмаркой», и жесткой конкуренции я пока не вижу, — говорит заместитель директора ООО «Три кота» Наталья Нерсесян. — Мы боялись открытия «Алимпика», но арендаторы, которые работают с нами, так и остались в нашем центре. Некоторые открыли дополнительные магазины в новых торговых центрах, но договоры с нами пока не расторгают».

А вот руководство «Васторга» уже предпринимает конкретные действия. «Мы проводим ребрендинг и реконцепцию, чтобы сохранить конкурентоспособность, — рассказала менеджер по арендаторам ТЦ «Васторг» Татьяна Максимова. — Мы делаем ставку на премиум-бренды, поскольку якорные арендаторы нас не спасут, ведь они рассчитаны на поток, а наше конкурентное преимущество в другом: мы представляем марки «средний+» и «премиум-класс», рассчитанные на элитного покупателя». Отметим, что, по словам Татьяны Максимовой, в торговом центре есть свободные площади, а арендная ставка низка настолько, что разница с некоторыми другими центрами составляет 200-300%.

КОНКУРЕНЦИЯ БУДЕТ ЖЕСТКОЙ

В обозримой перспективе, убеждены эксперты, конкуренция на рынке торговой недвижимости будет еще более обостряться. В ближайшие два года ожидается пауза: открытие новых ТЦ не предвидится. Ситуация переменится в 2014 году. «После открытия всех строящихся торговых центров произойдет насыщение астраханского рынка торговыми площадями, — считает председатель совета директоров компании «Консалтинг АБВ» Артем Бажан. — Это приведет к тому, что компании, занимающиеся продажей товаров не по современным стандартам, не выдержат жесткой конкуренции. Кроме того, произойдут снижение ставок арендной платы и перераспределение рынка, в принципе этого можно ожидать уже и сейчас — после открытия «Ярмарки».

В городской администрации также отмечают, что темпы роста рынка торговой недвижимости снизятся, по крайней мере, в центре города. Здесь потребности в новых супермаркетах нет — практически в каждом районе есть свои «якоря» сбыта: в направлении Аэропортовского шоссе — «Метро», «Добрострой» и строящийся «Бауцентр», на площади Вокзальной — гипермаркет «Магнит» и брендовый магазин «Ярмарка», в Жилгородке — «Алимпик» и строящийся ТЦ «Все для дома». «Дальнейшее развитие торговых площадей планируется в формате аутлетов — моллов, удаленных от центральной части города, — говорит заместитель председателя комитета по стратегическому развитию и внешнеэкономическим связям мэрии Андрей Пугин. — Новые торговые центры дадут нам еще более цивилизованную конкурентную среду в сфере развития торговли».

Екатерина СОЛОМАТИНА,

"Горожанин" № 47, 30.11.11.