Молодые астраханцы, приняв идеи радикального исламизма, воюют на стороне боевиков. Сергей Боярко о хиджабах, намазе и светском государстве
Их единицы, но они есть. Жили по соседству, ходили в ту же школу, читали те же книги и восхищались теми же киногероями. Но неожиданно полностью изменили мировоззрение. Как это случилось? Об этом и о том, какая работа проводится в регионе по предотвращению таких случаев, рассказал начальник Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) УМВД России по Астраханской области полковник полиции Сергей Геннадьевич Боярко.

Всему свое место и время

— Не секрет что в рядах ИГИЛ (организации, запрещенной в России) есть и наши земляки. От этого прискорбного факта никуда не деться. И изменить для этих отщепенцев уже ничего нельзя — их либо убьют на войне, либо они ответят по российскому закону. А вот предотвратить такие случаи возможно. Только силами и полномочиями госорганов ситуацию с экстремистскими проявлениями не переломить. Поэтому для нас чрезвычайно важно взаимодействие с общественностью и с молодежными объединениями различной направленности. Для профилактики фактов вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность, предотвращения межнациональных конфликтов, проявлений экстремизма мы проводим встречи со студентами первых курсов в начале учебного года. И особенно — с прибывшими на учебу молодыми людьми из Северокавказского округа. В них участвуют также управление по внутренней политике администрации губернатора Астраханской области, агентство по делам молодежи, администрация Астрахани, председатели региональных национально-культурных обществ, представители традиционных религиозных конфессий, таких как православие и ислам. Ведь наиболее остро стоит проблема внедрения идей именно исламского радикализма и национализма. Такая работа проводится в астраханских университетах, в колледжах. Чуть больше года назад Центр начал профилактическую работу и со школьниками старших классов. Мы предостерегаем молодежь от проявлений неуважения и агрессии к людям других национальностей и вероисповедания, разъясняем ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремистской направленности. Увы, но и поводы для таких встреч случаются. К примеру, у нас был случай, когда учащиеся одного из колледжей поставили вопрос перед его руководством о прерывании учебных занятий для проведения молитвы. Пришлось напомнить инициаторам такого провокационного «нововведения» о том, что Россия — светское государство, у учебного заведения есть четкое расписание, которое должно неукоснительно выполняться всеми учащимися независимо от вероисповедания. А для тех, кто хочет соблюдать все религиозные обряды, открыты двери в религиозные учебные заведения — медресе, семинарии. Выбор за ними. Объясняем учащимся, что, приехав за получением знаний в наш регион, недопустимо привносить свои религиозные традиции и культурные обычаи в светскую жизнь, а тем более в распорядок учебного процесса. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезут.

— На наших улицах нередко можно увидеть девушек в хиджабах. Гостей города это шокирует, а мы уже привыкли. Как вы к этому относитесь?

— Не думаю, что это осознанный выбор юных особ. Какой девушке в таком возрасте не хочется покрасоваться, модно одеться? Скорее всего, это требование ортодоксальных родственников. Хиджаб — это не традиционная для мусульман России «одежда», а привнесенная из-за рубежа. В отношении ношения хиджабов в учебных заведениях у нас жесткая позиция: Астраханский регион традиционно многонационален, в учебных заведениях установлены светские правила и устав, которых должны придерживаться все независимо от вероисповедания.

В уходящем году сотрудники ЦПЭ провели 64 такие встречи, и, конечно, мы будем их продолжать. Но это не единственная форма работы. С участием молодежи проводится круглые столы, дискуссионные клубы, конкурсы плакатов, форумы, такие как Селиас, молодежный городской форум «Диалог. Сотрудничество. Успех». А свободное время молодые люди с энтузиазмом могут посвятить изучению родной культуры, традиций и обычаев в различных молодежных движениях и организациях, молодежных отделениях НКО.

— Противодействие религиозному экстремизму — это не единственное направление работы Центра?

— Безусловно. Случаются межнациональные конфликты, которые возникают, как говорится, на бытовой почве. Это может быть не связано с религией. 3-4 года назад в одном из вузов Астрахани на футбольном поле во время игры что-то не поделили двое студентов — таджик и туркмен. После матча на помощь конфликтующим кинулись друзья и противостояние пошло уже группа на группу. Только благодаря вмешательству сотрудников правоохранительных органов удалось избежать тяжких последствий. В «разборе полетов» участвовали руководитель администрации губернатора Астраханской области К. З. Шантимиров, руководители национальных диаспор, руководство вуза. Итог для выявленных зачинщиков конфликта был плачевным: по четыре человека с каждой из его сторон были отчислены из вуза с пятого курса и отправлены на родину. Возможно, жесткое решение, но ставшее уроком для других учащихся: на территории Астраханской области межнациональным конфликтам не место!

Или другой пример. Два года назад совместно с УФСБ России по Астраханской области была задержана группа, членам которой было по двадцать и чуть больше лет. Они разместили на ограждении православного храма призывы к разжиганию ненависти на национальной почве, совершали нападения на людей неславянских национальностей, то есть серию экстремистских преступлений. Уголовное дело было направлено в суд, который приговорил их к различным срокам лишения свободы. А еще правоохранительными органами выявлено преступление, предусмотренное ст. 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма», совершенное 16-летним подростком! То есть юноши, почти дети, ломают себе жизнь по недомыслию, глупости, из ложных убеждений, в которых они еще в силу отсутствия жизненного опыта не в состоянии разобраться.

Именно поэтому ЦПЭ активизировал профилактическую работу в школах. Проводилось анкетирование среди ребят до нашей беседы с ними и после нее. Результат был очевиден — уровень агрессии, нетерпимости при повторном анкетировании был заметно ниже. То есть даже просто разговор с подростками может кого-то уберечь от беды. Вместе с управлением образования МО «Город Астрахань» встречались и с директорами школ, их заместителями по воспитательной работе, обсуждали вопросы профилактики экстремизма среди учащихся, на родительских собраниях говорили об этом с родителями.

И вечный бой

— Вы уже давно возглавляете Центр противодействия экстремизму. А работы у вас меньше не стало?

— Распространение радикальных религиозных течений по-прежнему остается достаточно острой проблемой. Попытки вовлечения молодежи в религиозные сообщества, которые созданы по подобию сект и направлены на полное подавление личности, ее подчинение «духовному учителю», к сожалению, не прекращаются. Пару лет назад УМВД и УФСБ обезвредили группу вербовщиков, которые занимались поставкой астраханцев в бандформирования, действующие в странах Ближнего Востока и республиках Северного Кавказа. Члены группы осуждены на сроки от 6 до 7 лет лишения свободы.

Любовь зла

— Есть факты, когда обычные девушки вдруг принимают ислам, выходят замуж за боевиков и экстремистов, поддерживая их идеи. Как вы полагаете, что ими движет?

— Движет ими любовь, эмоции. Играя на чувствах, вербовщики могут быстро и полностью изменить их мировоззрение. Вместе с сотрудниками ФСБ нам удается вернуть к родителям десятки девочек, но многих ушедших за «большой любовью» так и не смогли найти. Они в розыске.

В группе риска неприметные тихони, которых часто обижали в семье или школе или, напротив, яркие личности с авантюрной жилкой. Нам противостоят вполне профессиональные психологи, которые знают, как правильно обработать человека, какие слова сказать, надавить на «болевую точку» в душе. Им важно улучить момент, когда воля человека подавлена. Перед девушкой вдруг возникает «настоящий мужчина ее мечты»: не пьет, не курит, комплименты расточает, обещаниями засыпает, не выпускает из-под контроля ни на минуту — вот как любит! А главное — замуж зовет. Только веру надо сменить, мать-отца, друзей забыть, мужа во всем слушаться. А потом вместо «родового имения» в живописных горах барышня обнаруживает себя в землянке или в шалаше у костра с закопченным котлом. Вместо замужества — сожительство, вместо семьи — «братья по вере», которых надо обслуживать. Такие вот Золушки наоборот. В любой момент «муж» может смениться на другого, потом — на третьего. Из домашней девочки через год сделают разовое «оружие массового поражения». Поиск и обработка такого «материала» идет и в Интернете. Одну такую девочку мы искали полгода. Вернули родителям потому, что ей чудом удалось передать им весточку о себе. Сегодня родители пропадают на работе, обременены заботами. А потом их ребенок вдруг надевает хиджаб и достучаться до его ума и души уже невозможно…

Ах, обмануть меня не трудно

— Удобными поводами для вовлечения в радикальный ислам юношей, напротив, могут стать проблемы в личной жизни, комплексы финансовой несостоятельности, обиды на родителей. К примеру, двадцатилетнему азербайджанцу родители не разрешили жениться на армянке. И он решил доказать самостоятельность, уехал в республику СКФО, где ему пообещали высокую зарплату, двухэтажный коттедж и карьеру в офисе. В итоге он оказался в лагере боевиков, где его заставили кашеварить. Из перспектив — умереть от пули либо боевиков, либо силовиков. Отец юноши приложил огромные усилия, чтобы с нашей помощью вытащить его оттуда. Сейчас он нормальный семейный человек. Но таких «хэппиэндов» единицы. Очень многих мы так и не находим. Путь на войну вербовщики прокладывают неофитам в Интернете. Совместно с сотрудниками УФСБ мы дважды в аэропорту снимали с рейсов на Стамбул студента одного из наших вузов, который рвался вступить в ряды бандформирований в Сирии. Он собирался лететь без денег и вещей, следуя инструкциям, полученным в Интернете. А там его уже ждали… Для выявления таких «инструкторов» и «учителей» в сети, призывающих к экстремизму, неоценима помощь пользователей, которые могут и должны уберечь человека от опрометчивого шага, сообщив о факте в ЦПЭ или другие правоохранительные структуры. Наше государство за 20 лет наработало мощные рычаги контроля и влияния, чтобы минимизировать распространение радикальной исламизации в стране.


Лира Немцова,
"Московский Комсомолец в Астрахани", ast.mk.ru