Несмотря на снижение объемов перевалки в первой половине 2022 года, по итогам 9 месяцев за счет активизации перевозок по МТК «Север-Юг» удалось достичь показателей прошлого года. Объем перевалки за период январь – сентябрь составил 2,1 млн тонн. Тенденция такова, что ожидается увеличение темпа роста грузооборота.
В отдельных грузовых терминалах Астраханской области показатели перевалки контейнеров за текущие 9 месяцев выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Общий объем перевезенных контейнеров за указанный период составил 57,8 тыс. тонн. В номенклатуре портов на 84% увеличилась перевалка цемента, на 97 % - перевалка контейнеров, в 2 раза увеличилась перевалка химических изделий и удобрений, почти в 4 раза увеличилась перевалка бумаги и более чем в 7 раз -перевалка металла.
Объем российской торговли с прикаспийскими странами постоянно растет. Портовый комплекс Астраханской области имеет стабильный внешнеторговый оборот с Исламской Республикой Иран. Около 90% всех грузов, проходящих через астраханский воднотранспортный узел, следуют в иранском направлении. Грузы из России в Иран также доставляются через Астрахань железнодорожным транспортом транзитом по территории Азербайджана.
Морские порты Астрахань и Оля являются ключевыми участками международного транспортного коридора «Север-Юг». Сегодня его транзитный потенциал становится крайне востребованным, вследствие чего на коридоре появляются новые виды грузов. Осуществляется перевалка продукции белорусских грузоотправителей по долгосрочным контрактам через грузовые терминалы Астраханской области. Отправлена пробная партия карбамида через порт Туркменбаши в Индию. Через грузовые терминалы региона осуществляется перевалка белорусских калийных удобрений.
Уже сейчас есть понимание, что транскаспийский маршрут МТК «Север-Юг» будет очень востребован для поставок из таких стран как Иран, Индия, Бангладеш, Пакистан, Афганистан, Объединенные Арабские Эмираты. Формирование новых грузопотоков подтверждается увеличившимся спросом на поставку грузов через грузовые терминалы региона.
Новые вызовы перед транспортной отраслью и ряд логистических ограничений, появившихся ввиду санкций, дал новый импульс к развитию международного транспортного коридора «Север-Юг». И в этих условиях происходит переориентация экспортных грузопотоков, увеличение объема контейнерных перевозок. Этому, безусловно, способствует реализация региональным правительством проекта развития портовой особой экономической зоны в Астраханской области, развитие портовой инфраструктуры и совершенствование логистики.