Очень приятно писать о чём-то хорошем, добром, полезном. Скромно надеюсь, что и читать будет не менее приятно. Сегодня у нас есть повод порадоваться за наших земляков, которые в трудную для страны минуту не унывают и находят в себе силы жить и работать на полную мощность. А чтобы идти в ногу со временем, рабочие места должны быть оформлены соответствующим образом. Сегодня мы с вами – участники регаты, наш вездесущий корабль с командой и пассажирами швартуется в тихой гавани государственного учреждения, и мы видим название «Астраханский морской порт». Пойдёмте на экскурсию. Нас не звали? Ничего страшного, мы не помешаем, благо люди здесь все занятые и навряд ли заметят наше присутствие.
Итак, мы спустились по трапу и гуляем по территории порта. Начнём экскурсию вот с той площадки. Да-да, вот где виднеются машины, пойдёмте. Девять автомобилей. Этот – ветеран портовой службы: с 2006 года это место является портом приписки этой Тойоты Ленд Крузер Прадо 120, этого «Крейсера суши». Машинка старенькая, но и сегодня за неё можно выручить миллион и пару-тройку сотен тысяч рублей. Можно представить себе на мгновенье, сколько этот красавец стоил девять лет назад, когда и трава была зеленее, и один американский рубль можно было обменять на двадцать семь наших рублей.
Но оставим эту малозначительную ностальгию и вернёмся в реальность – это самая старая машина в порту. 2008 год принёс войну в Южной Осетии и Абхазии, а сухопутным капитанам нашего порта в этот год посчастливилось приобрести микроавтобус Тойота Хайс, за который сегодня в зависимости от состояния просят от одного миллиона рублей и вплоть до «нет предела совершенству», в том числе и в ценовом диапазоне. В этом микроавтобусе можно свободно перевозить 10 человек, то есть машина, что ни на есть, коллективная, как пила «Дружба».
В 2009-м портовчане обзавелись Тойтой Камри. В этом седане был установлен двигатель с маркировкой «AZ». То ли двигатель понравился, то ли марка машины, но уже на следующий год парк пополняется сразу тремя аналогичными моделями. Вот они стоят в ряд. Красиво? Не спорю, поэтому умножаем 4 Х 1.5, где к ответу мысленно добавляем шесть нулей. Но любовь к Тойоте затягивает и в тот же год был приобретён ещё один «Крузак», теперь с маркировкой кузова «150», хотя годом ранее госслужащие приобрели для нужд порта («а для чего же ещё?», спросите вы, и я не найду, что ответить) внедорожник Ленд Крузер в «двухсотом» кузове. Очевидно, он пришёлся не по вкусу, ведь потом снова перешли на Тойту Прадо. Стоит заметить, что на всех машинах нет ни одного «блатного» номера. Кроме Лексуса 570: только удачей можно назвать то обстоятельство, что на данной машине все три цифры повторились, образовав «111». Удача, наверное, закончилась – остальные номера у портовиков вполне обычные. Таким образом, получается девять машин, из которых три (в том числе два последних купленных внедорожника) имеют в номерах «05» регион (солнечный Дагестан).
На косметический ремонт машин было заложено 400 000 (четыреста тысяч) рублей, причём в описании названы машины просто марками – Лексус и Тойота. А там гадай, какой именно автомобиль собрались обновлять. Список на самом деле грандиозный, где описано всё вплоть до ключа «восемь на десять» и трёх саморезов. В суете портовой жизни на одном авто то ли повредилась, то ли просто потерялась эмблема. Хочется верить, что это эмблема с одной из Тойот, потому как эта маленькая вещица на Лексус с блатными номерами стоит... 23 тысячи рублей. Ну что вы удивляетесь? Да, дорого. Да, за бюджетный счёт. Но как без эмблемы на решётке радиатора работать порту? Все корабли разом сядут на мель, команды начнут поднимать флаги Весёлого Роджера, так что лучше об этом не думать и принять к сведению: эмблема на радиатор нужна. Пойдёмте дальше. А, погодите – ещё двух эмблем обычных не хватает. Тоже надеемся, что не на Лексус. Весь перечень необходимых запасных частей представлен в таблице на 33 страницах – именно такую информацию предоставили портовики потенциальным клиентам в рамках системы государственных закупок.
Вам кажется это странным? Согласен, давайте считать вместе. Делим 33 страницы на 9 машин и получаем 3,666 страниц на каждого водителя. Пусть за каждой машиной закреплён персональный водитель даже, однако выглядит это всё равно очень и очень странно. Чтобы у нас не возникало никаких сомнений и опасений по поводу расходования государственных средств, давайте я покажу вам цитату из вороха документов. Так, вот нашёл: «Стороны обязуются соблюдать требования антикоррупционного законодательства и не предпринимать никаких действий, которые могут нарушить нормы антикоррупционного законодательства...», «...в том числе не совершать предложение, санкционирование, обещание и осуществление незаконных платежей, включая (но, не ограничиваясь) взятки в денежной или любой иной форме, каким-либо физическим или юридическим лицам, включая (но, не ограничиваясь) коммерческие организации, органы власти и самоуправления». Согласно этому пункту в договоре, между портовиками и поставщиками нет и быть не может никаких гешефтов, хабара, магарыча и всего такого, что звучит на разных языках одинаково понятно и даже тепло.
Это в Китае взяточников стреляют, как бешеных зайцев, а в порту нашем такого нет, не было и не будет. Может быть, даже никогда. Только мне не совсем понятно, для чего в официальном документе говорить о том, что взяточничество это плохо, какую бы из сторон вы не представляли – дающего или берущего; ведь есть соответствующие статьи в Уголовном кодексе Российской Федерации (290 – получение, а 291 – дача взятки). Желающих у нас тут более чем достаточно, а потому я указал эти статьи без заглядывания в сам кодекс. Таки что поделать! Берут-с, сволочи, берут. Могли бы уж просто написать: «Тебя посадят, а ты не воруй».
Хороший автопарк и цены интересные. Только Тойота! Лексус? Да, но это тот же концерн, только эта марка премиум класса. Всё хорошее однажды заканчивается и даже у портовиков сказке пришёл конец: в октябре сего года они заказали микроавтобус Фиат и ВАЗ-21214. Максимум предлагали за «четырнадцатую» 450 000 рублей, а за итальянскую гордость не пожалели и 1 600 000 (один миллион шестьсот тысяч). Если к тольяттинскому детищу особых требований нет, то к оснащению Фиата присовокупили требование: оснастить задние места кондиционером, а чтобы кататься было не скучно, решили установить и... CD-проигрыватель. Кому он нужен в наши суровые времена? Да никому он не нужен, а потому включение его в опцион приобретаемой машины аж с четырьмя колонками, радио и управлением этим великолепием на руле, стоит 12 000 целковых. А то, что для задних пассажиров установят дополнительный кондиционер и систему оптимизации обогрева, чтобы тщательно подогреваться зимой и охлаждаться летом, обойдётся казне в сумму от шестидесяти до девяноста тысяч, как указано у официального дилера. Интересное описание этого полноценного миниавтобуса: «Создан для вашей семьи и вашего свободного времени». Вот какой дружный коллектив – семья, а не коллектив. Знатоки автомира, скорее всего, уже обратили внимание на необычный выбор техники: то японцы, то итальянцы, а ВАЗ начался с легендарной копейки, которая была собрана практически абсолютной копией Фиата-124. Это было небольшое отступление, а теперь пройдёмте внутрь.
Само собой, на одних машинах далеко не уедешь, а работать приходится не покладая рук. А чтобы настроение у сотрудников, клиентов и контролирующих организаций было на должном уровне, Астраханский морской порт 15 октября разместил заявку на приобретение сувенирной продукции. Вот, полюбуйтесь. Что тут у нас? Одних календарей настольных, квартальных и с логотипом АМП – 200 штук. По сотне заказали и обычных пакетов с логотипом, и столько же бумажных, а также по столько же ручек, блокнотов и открыток. Кроме этого в заказ вошли и 50 ежедневников. Опять же с логотипом конторы. Много ли это или мало? Берём общее количество предметов и делим на максимальную начальную цену. Общее количество всей продукции – 750 экземпляров. Получаем в среднем 274 рубля за единицу сувенирной продукции. При этом требования к тем же ежедневникам расписаны таким образом, словно их составляли на типографии. Уж насколько я не далёк от типографской кухни, но так скрупулёзно и детально описать условия к производству сувениров не смог бы. Судите сами, дорогие читатели, так выглядит техническое задание к изготовлению квартально календаря (привожу без купюр, сохраняя пунктуацию и орфографию автора): «Формат 910х335мм., четыре постера, картон 310гр./м2, офсетная печать 4+0, матовое ламинирование постеров, выборочная лакировка, тиснение логотипа и года, усиление (прикатка всех постеров к переплетному картону), индивидуальный календарный блок, мелованная бумага 105гр./м2, печать офсетная 3+0, люверс, курсор, пружина O-wario». Но сердце не обманешь, и оно мне подсказывает, что где-то есть типография, имеющая в наличии всё это расписанное великолепие. На сувениры денег ушло немногим меньше половины, чем на покупку машины!
А в это время в областной думе кипят страсти: как бы сэкономить, где бы срезать расходы. Но то область, а портовые ребята у нас относятся к федеральным структурам и живут как бы своей, отдельной жизнью. И вот взять тот же Ространстрой, подрядившийся проводить реконструкцию Морского пропускного пункта «Астрахань», благо он попал в перечень программы с 2012 по 2020 годы, отказывается от реконструкции в виду сложившейся экономической ситуации, при этом начавшиеся уже работы в порте Оля приостановлены. Всё это было давным-давно, аж в феврале. Видимо, к октябрю экономическая ситуация выправилась достаточно для того, чтобы потратить сколько-то государственных денег – не пропадать же добру.
Ну что, полюбовались сувенирами? Тонус организма повысился, вы уже чувствуете, как хотите влиться в портовый коллектив и начать вкалывать на благо экономики, как и эти скромные и практически невидимые и неслышимые, скромные портовые служащие. Проходите в следующий кабинет. Два компьютера, лазерный принтер, а также многофункциональное устройство (одновременно и принтер, и сканер), пара источников бесперебойного питания (ИБП), две клавиатуры, пара мышек беспроводных мышек, в требованиях о которых кокетливо указан дизайн: «для правой и левой руки». Требования к компьютерам приведу в объёме памяти: не менее 500 гигабайт – и оперативной памяти не менее 4 гигабайт. Много ли это или мало, судить не берусь, однако за два комплекта автоматизированных рабочих мест (АРМ), за два компьютера и возможность печатать не менее 2000 страниц в месяц, портовики не пожалели выставить начальную максимальную цену на торгах в без малого 351 тысячу рублей. Много ли это или мало для двух рабочих мест? Не знаю, я бы и за пару миллионов каждый заказал, чтобы комфортно играть в любимые игры, требующие высоких данных от используемого компьютера. И тут я посмотрел на свой компьютер – он мощнее и монитор больше, чем в указанных портовиками параметрах. Собирал я его сам по частям и... у меня мышка даже с дизайном под левую и правую руки! Взгляните, я уверен, что и у вас такая же. Это как заказать ложки, но не простые, а чтобы и дизайн был под обе руки, и левшам было комфортно себя чувствовать за столом. Хотя ложки и без всякого дизайна сами по себе под любую руку подходят. Можно даже играть незатейливые ритмы. Но лучше поиграть в компьютерные игры, потому как ту же машину взяли-то с описанием «для семейного отдыха и свободного времени!» Мы умеем отдыхать, мы умеем расслабляться – эту фразу можно было бы сделать девизом, если бы каждый комплект в среднем не выходил за отметку 175 тысяч рублей. За такие деньги компьютер должен быть такой, чтобы можно было парковать космические грузовики «Прогресс» к Международной космической станции! За эти же деньги можно было бы устроить на работу толкового студента, а он бы уже собрал тот же комплект и ещё на зарплату бы осталось, года на два. С отпускными и премиальными.
Конечно, при составлении заявок на государственные закупки, при прохождении торгов, поставщики могут сбросить цену и сбрасывают её. По идее, по задумке авторов такого подхода, государство всегда остаётся в выигрыше: цены порой падают ниже рыночных. Но на практике это выглядит примерно так: под готового поставщика закупщик подгоняет требования к предоставляемой услуге, товару и т.д. А поскольку закупщик сам не знает всех тонкостей заказываемого продукта, он вызывает поставщика и за определённую часть от всей суммы заказа соглашается помочь тому. Дальше – дело техники: заказчик выкладывает такие требования к календарям, например, что их изготовлением в конкретном месте может заниматься только одна фирма. А возить из другого региона не выгодно. Формально в торгах принимает участие несколько человек, однако до самих торгов могут вообще не допустить - не подходит техзадание к товару и всё тут. Когда же «случайным образом» определяется победитель, он начинает поставки продукции, товаров и услуг, взамен получая 100% денежных средств в счёт оплаты со стороны того же федерального бюджета. И со стороны всё выглядит безукоризненно с той лишь оговоркой, что ещё до торгов будущий победитель отстегнул от 20% до 50% в зависимости от условий закупки и аппетитов чиновников.
Что удивительно, Морской порт в последний раз мелькал в криминальных сводках семь лет назад, когда столичные сыщики выявили многомиллионные хищения. С тех пор – полный штиль.
На этом мы заканчиваем нашу экскурсию. Если у кого-то из вас возникло желание работать в этом тишайшем омуте, у вас есть шанс стать в кадровый резерв. Среди разных потенциально вакантных должностей значится и капитан порта Астрахань, и капитан порта Оля. Правда, есть нюанс, о чём сразу предупреждают кадровики портовые: жильё иногородним претендентам оплачиваться не будет, компенсация за найм жилья также не предусмотрена. То ли это делается для обеспечения работой местного населения («свой своему поневоле брат»), то ли из экономии средств – календарики и ручки с логотипом порта куда важнее, чем привлечение специалистов высокой категории из других регионов.
Чулпан Хаматов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 42 (652)