Астраханских моряков все чаще «кидают» работодатели

По словам известного английского капитана Ричарда А. Кейхилла, термин «риск» — один из самых характерных в словаре моряка: с помощью риска он зарабатывает на жизнь. Однако, как свидетельствуют данные астраханских профсоюзов, у наших земляков-моряков, вербуфющихся в дальние рейсы, больше риска остаться без зарплаты, чем угодить в шторм.

ТОЛЬКО В МОРЕ — ДЕНЬГИ ЗАКОНЧИЛИСЬ

В апреле 2008 года ОАО «Волготанкер», являющееся собственником судна «Нефтерудовоз-49М», передало его в аренду ООО «ТерПус», зарегистрированному в Сыктывкаре. Преж-ний экипаж работать на нового работодателя отказался, и генеральный директор «ТерПуса» поручил капитану нефтерудовоза Владимиру Беспечалову набрать новый экипаж. Более половины из 14 членов нового экипажа составили астраханцы.

За полгода арендатор вложил в ремонт судна порядка 20 млн рублей, восстановил необходимые документы для выхода в рейс. Зарплату платили неплохую и более-менее регулярно. Казалось, ничто не сулило подвоха.

1 ноября «Нефтерудовоз-49М» был введен в эксплуатацию и вышел в рейс. «И как только это произошло, нам перестали платить», — рассказывает капитан Владимир Беспечалов. Судно работало на Каспии, курсируя между Туркменбаши, Махачкалой и Ираном, и исправно перевозило металл и дизельное топливо. «Работали рентабельно, без простоев, стоянки в портах делали короткие», — говорит старпом Андрей Краснов. Капитан регулярно подавал табели и ведомости, перед каждым заходом в российский порт слал просьбы о выплате экипажу зарплаты. «Все это время нас кормили «завтраками», — пояснили моряки. В начале февраля экипажу частично выдали зарплату за ноябрь. После этого деньги перестали поступать вообще, в том числе и на питание. А в «ТерПусе» не стали отвечать на звонки. 21 февраля во время стоянки в Махачкале моряки узнали, что судно передано в аренду другой компании. Простояв две недели на рейде и не получив никакой информации о дальнейшей судьбе экипажа, Владимир Беспечалов принял решение идти в порт приписки — Астрахань, поскольку на корабле закончились продукты и топливо было на исходе.

8 марта «Нефтерудовоз-49М» прибыл в Астрахань, где представитель «Волготанкера» предложил Беспечалову сдать командование судном другому капитану. К этому времени долги перед моряками нефтерудовоза составили свыше 2 млн рублей по зарплате и 106,5 тыс. рублей за колпит.

ДОЛГ, ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ И КОНТРАКТЫ

«Ваш случай — далеко не единичный, — заявила «Горожанину» директор PR-центра Российского профессионального союза моряков Ирина Устюменко. — Ситуации, когда морякам не платят зарплату, сейчас происходят на каждом шагу и не только в вашем регионе».

Некоторые пытаются бороться за свои права. Экипаж «Нефтерудовоза-49М» обратился за помощью в Астраханское областное объединение организаций профсоюзов (АОООП), которое забило тревогу. Были направлены обращения в транспортную прокуратуру, областную администрацию. 13 марта состоялось рабочее собрание членов экипажа «Нефтерудовоза-49М» с представителями регионального минтранса, АОООП, ОАО «Волготанкер» и транспортной прокуратуры по поводу дальнейших дей-ствий. Как разрешить ситуацию с двухмиллионным долгом, пока неясно. Заинтересованные органы ищут пропавший «ТерПус» и готовят соответствующий судебный иск. «Представитель «Волготанкера» пообещал нам выплатить долг в ближайшие месяцы, но сделают это или нет — вилами по воде писано», — сказал теперь уже бывший капитан судна Владимир Беспечалов, в минувшие выходные вернувшийся домой в Кострому.

Кроме того, выяснилось, что трудовые книжки моряков «Нефтерудовоза-49М» остались в «ТерПусе», а их контракты были оформлены с нарушениями: вместо подлинной подписи гендиректора компании в бумагах стоит факсимиле. Тем временем семь членов экипажа остались на теплоходе и заключили договоры с новым арендатором.

ДОВЕРЧИВЫ, КАК ДЕТИ

«Правовая неграмотность наших людей порой поражает, — говорит председатель Астраханской территориальной организации профсоюза работников торговли и предпринимательства Алефтина Харюшина. — Моряки же вообще народ особый. Зам-к---ну-тые на корабле, они живут небольшой семьей по законам морского братства. Все, что происходит на берегу, кажется им диким. И они проявляют прямо-таки детскую доверчивость, когда речь идет о важных для них документах». Еще один недавний пример. Летом 2008 года теплоход «Пилигрим-2» с астраханским экипажем на борту был арестован в английском порту из-за технически неисправного состояния судна. «Когда представители британского морского регистра вошли на борт, они были в шоке от того, как такая посудина могла войти в их воды», — рассказала со слов членов экипажа «Пилигрима» Алефтина Харюшина. Больше месяца судно стояло на рейде, и моряки не могли сойти на берег. Когда закончились запасы еды, экипаж в течение двух недель питался за счет благотворительных средств местного клуба моряков.

Вернувшись на родину, астраханцы обнаружили, что на «Пилигриме-2» они... не работали. Оказывается, перед рейсом компания-фрахтователь судна предложила морякам перезаключить договоры с другой компанией. Поскольку сделано это было едва ли не в день выхода в рейс, документы экипажу пообещали выслать позже. А «позже» новый работодатель ни с кем с «Пилигрима-2» трудовые отношения не оформил. Впрочем, и преж-ние контракты, по мнению профсоюзов, были оформ-лены с явным креном в пользу судовладельца.

После вмешательства АОООП 13 моряков (те, кто обратился за помощью в профсоюзы) свои деньги получили, хотя и не полностью. «И они тут же разъехались работать по новым контрактам, которые опять их делают бесправными», — констатирует Алефтина Харюшина.

КСТАТИ

В Российском профессиональном союзе моряков, насчитывающем 60 тыс. членов, нет прямого регионального представительства на Каспии. Следы Астраханской городской профсоюзной организации моряков Азово-Дон-ской региональной организации РПСМ обнаружить не удалось, как и дозвониться до функционирующего областного профсоюза работников морского транспорта. Между тем в АОООП в по-следнее время все чаще фиксируют случаи ущемления прав астраханских моряков, особенно в отношении заработной платы.

Вероника ИОШКО, "Горожанин" №10 от 18.03.09.