Брак это таинство, в котором естественный союз мужчины и женщины, освящается в образ единения Христа с Церковью. В этом таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.
Бесспорное главенство мужа и отца в семье накладывает на него большую духовную ответственность. Он, как кормчий «малой Церкви», то есть семьи, заботится о ней подобно тому, как Господь печётся о земной Церкви. Нельзя найти лучшего основания для воспитания детей, как дать им почувствовать, что они являются в семье членами маленькой христианской общины.
Жена, как помощница мужа в области строительства семейной жизни, может быть вдохновительницей мужа, что является существенным в женском предназначении.
Таинство брака начинается с церковного благословения, но продолжается в течение всей жизни.
Все совместные переживания двух любящих друг друга людей – это как бы вино, в сравнении единоличных переживаний.
Совершение таинства брака начинается обручением.
В знак твёрдости их взаимных обещаний, священник одевает на пальцы обручающихся освящённые кольца, которыми они обмениваются.
В начале венчания священник спрашивает брачующихся: свободно ли они вступают в брак, не связаны ли они обещаниями с другими.
Затем священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды благословляет венчающихся: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их».
Читается Апостол и Евангелие, возносится молитва Господня.
Вступившие в брак пьют вино из общей чаши, и трижды, предшествуемые иереем, обходят аналой.
Венцы – знак победы над страстями.
Общая чаша – знак необходимости делить между собою радость и горе.
Обхождение аналоя – знак прочности брака.
В древности бракосочетание совершалось во время литургии, но и теперь, когда это отдельное богослужение, оно почитается делом и радостью всей Церкви.
Христианский брак может быть только единственным.
Второбрачие и третий брак допускаются как снисхождение к слабости человека.
Из истории известно, что царь Иоанн Грозный был венчан четырежды.
В наше время венчанные люди порой не сохраняют брак.
Надо учитывать, что греховность человеческая ни сколько не умаляет святости таинства бракосочетания.
Свят Господь и свято Имя Его!