Это таинство, при котором иерей или епископ, при помазании больного освященным елеем, испрашивает для больного благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные недуги.
Посылая Своих учеников на проповедь, Господь им заповедовал исцелять больных (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 1). Выполняя заповедь Господню, апостолы мазали больных маслом (Евангелие от Марка, гл. 6, ст. 13). Впоследствии апостолы научили так поступать верующих по всем Церквам.
Ныне таинство елеосвящения совершается во исполнение этих святых заветов.
Кроме телесного исцеления в таинстве испрашивается отпущение грехов, потому что большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь души.
Таинство елеосвящения положено совершать семи иереям.
Число семь есть символический знак Церкви и её полноты.
По этой причине помазание больного и молитвы об отпущении его грехов и исцелении повторяются семь раз. Читаются семь различных отрывков из Апостола и семь – из Евангелия. Иерей помазует различные части лица, грудь и руки болящего при словах молитвы: «Отче Святый, Врач душ и телес, исцели раба Твоего от одержащей его телесной и душевной немощи, и ожитвори его благодатию Христа Твоего».
В заключении таинства на голову больного священник полагает раскрытое святое Евангелие буквами вниз, и читает разрешительную молитву.
Таинство елеосвящения по нужде может быть совершено меньшим число иереев, и даже только одним.
В русской Церкви установился обычай совершать на Страстной седмице таинство елеосвящения и над здоровыми в храме, потому что все нуждаются в прощении забытых грехов и никто не может считать себя по настоящему здоровым.
Господь да исцелит нас от всех недугов молитвами святых угодников Божиих.