Подобно таинству крещения, Евхаристия есть таинство смерти и возрождения.
«Евхаристия» означает благодарение.
Евхаристия, Святое Причастие, Вечеря Господня толкуется как таинство и заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующим их употреблением.
Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе».
Участие христианина в Евхаристии даёт ему радостное осознание всемогущества Божественной правды и любви, укрепляет веру в конечное торжество добра.
Евхаристия – это благодарение. К истинному благодарению способно только благородное, очищенное сердце, ведь по слову Господню, только «чистые сердцем увидят Бога» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 8).
Евхаристия совершается с апостольских времён.
Тогда Евхаристия совершалась в «день Господень» – воскресенье, исполняя повеление Господне: «сие творите в Моё воспоминание» (Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 19).
В более поздние времена стали совершать Евхаристию не только по воскресеньям, но и в праздники, и в дни памяти святых мучеников.
«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (Послан. Коринф., гл.11, ст. 26).
Евхаристия совершается всею Церковью, она есть «общее дело» всех верных, по-гречески «Литургия».
В наши дни литургия совершается по чину:
- святого Иоанна Златоуста;
- святого Василия Великого;
- святого Иакова брата Господня.
В дни Великого Поста совершается богослужение с причащением святыми Дарами, освящёнными в предыдущее воскресение, – эта служба называется «литургией преждеосвященных Даров».
О всех аспектах литургической практики написано много богословских трудов.
Среди творений Николая Васильевича Гоголя есть произведение «Размышления о Божественной Литургии.
Специалист по творчеству Гоголя Игорь Золотусский замечал, что «Когда читаешь „Размышления над Божественной Литургией“, видишь, что это не богословский трактат, а сочинение поэта».
Действительно, человеческий ум не в состоянии постичь всю глубину этого богослужения. Людям можно только участвовать в нём, молитвенно трепеща и с благодарностью воспринимая Святое Причастие.