Таинство покаяния заключается в очищении от грехов, совершённых после крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Церкви в лице её представителя – епископа или священника.
Всякий грех ведёт к разобщению с Богом и людьми, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться перед нею. В древности грешник каялся перед всем церковным собранием. Ныне священник один принимает исповедь от лица Господа и Церкви.
Покаяние не допускает никакого формализма. Покаяние, если сравнивать со светской жизнью, не принудительный допрос, а явка с повинной. Кающийся должен открыть священнику всю полноту своих оплошностей и заблуждений, откровенно называть имена своих грехов, известных по десяти заповедям, ниспосланных Богом для людей через пророка Моисея.
Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он становится постоянной болезнью, которую можно излечить только искренним покаянием.
Для искоренения таких грехов, как гордость и эгоизм, необходимо постоянное внимание к себе, борьба с дурными помыслами и горькое сожаление о частых оплошностях.
Борьба с грехом должна выражаться в раскрытии тайн своей души перед Богом и людьми, потому что корень греха гнездится в самолюбивой самоизоляции человека.
Исповедь это выход из болезненной субъективности.
Исповедь требует самопожертвования своим самолюбием.
Исповедь в своих грехах, сопровождаемая жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности.
Есть болезни, неизлечимые без скальпеля хирурга.
Исповеданный грех становится чуждым человеку, а скрытый – производит нагноение души.
Мы исповедуемся не для ухода от наказания, а для излечения грехов, избавиться от их повторения.
Всё, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну.
Царская охранка и советские чекисты требовали от священников доносов на кающихся в государственных преступлениях. Но большинство священников, несмотря на все страшные угрозы, сохраняли тайну исповеди.
В виде духовно-лечебного средства священник может наложить на кающегося епитимью – назначить ему особые духовные упражнения или временно не допустить до Святого Причастия.
При завершении исповеди, во время чтения разрешительной молитвы священник, наложив на склонённую голову кающегося епитрахиль, осеняет её крестным знамением.