Моя вера. Таинство священства

Для богослужения, связанного с совершением таинства Евхаристии и других таинств требуется особое посвящение. В таком посвящении с апостольских времён нуждался епископ, совершавший от лица Церкви Евхаристию и руководивший молитвенным собранием церковной общины, которую он возглавлял.

При умножении верующих, по поручению епископа стали совершать Евхаристию и другие таинства пресвитеры (старейшины), рукополагаемые для этого епископом. Пресвитеры также именуются священниками и иереями.

В помощь епископам и иереям при совершении таинств избирались и рукополагались диаконы.

Эти посвящения совершались возложением рук сперва Апостолами, а потом епископами.

Епископы, священники и диаконы составляют церковную иерархию, без которой невозможны совершение таинств, правильное научение христианской истине, а также управление делами Церкви.

Епископ совершает все таинства. Только епископ имеет право рукополагать священников и диаконов, освящать престол, антиминс и миро.

Священники совершают все таинства кроме рукоположения.

Диаконы таинств не совершают, но помогают при их совершении епископу или священнику.

В таинстве священства много общего с таинством бракосочетания. Брачующиеся отдают свою жизнь семье, «малой Церкви», а священнослужители – всей Церкви Христовой и той церковной общине, которую они призываются обслуживать и возглавлять.

Этот характер таинства священства, как духовный брак священнослужителей с Церковью, обусловливает то, что состоящий в священном сане, если он не женат или овдовел, уже не может жениться.

Таинство священства имеет три чинопоследования, или хиротонии для возведения в сан епископа, священника и диакона.

Епископская хиротония совершается в начале литургии, иерейская – после великого входа, диаконская – после освящения святых Даров.

Чин таинства состоит из приведения лица, избранного на священную степень, обхождения им святого престола, молитвы посвящения, рукоположения, облачения в священные одежды и одобрения церковного народа.

Посвящаемый становится служителем Пресвятой Троицы.

Это выражается в трёхкратности многих действий таинства: посвящаемого трижды обводят вокруг престола, он сам трижды преклоняется перед епископом.

Участие церковного народа в совершении таинства священства выражается не только в общей молитве, но и в громком согласии, в ответ на вопрос епископа о достоинстве поставляемого. В настоящее время этот ответ «достоин», «аксиос» по-гречески, поёт церковный хор от лица народа.

Пастырская и общественная деятельность епископа и священника бывает благотворной, если они достойно и горячо священнодействуют.

Николай Иванов