Мрачные размышления на полях трагедии Арцаха

То, что происходит сейчас с Арменией плод не только долгой недальновидной политики, но и нравственного и духовного упадка.

На днях Католикос Великого Дома Киликии Арам I высказался на тему происходящего так странно и обтекаемо, что вообще нельзя было понять, как он относится к этим событиям. А Католикос собственно Восточной Армении Гарегин II провел молебен о мире. Не молебен о мире он должен был провести, а призвать весь народ к покаянию. Потому что христианское сознание знает, что такие события просто так не случаются.

Почти двадцать лет назад я пришел на армянскую часть Ваганьковского кладбища, чтобы попросить о чем-то типа поминовения отца. Отец не был верующим, но был крещенным. Я совершенно не знал, как это делается в Армянской Апостольской Церкви и можно ли это вообще. Скажу сразу, что я тогда просто заметил обстановку, но не осмыслил ее. Осмысление пришло позже. День был не праздничный, но вокруг храма бурлила жизнь. Продавали съестное, народ общался, играл в длинные нарды. Зато храм был пуст, совсем пуст. Я с мучительным стеснением изложил свою просьбу. На меня посмотрели с большим удивлением как на человека, который просит чего-то странного. Создалось впечатление, что священник вообще был озадачен тем, что к нему кто-то вошел в не урочное время. Однако некий молебен по моей просьбе был сразу же проведен. За что я очень благодарен. Но контраст между жизнью за стенами храма и отсутствием жизни внутри был странным. Правда понимать я это стал, когда стал иногда заходить в русские храмы.

Позднее меня поразило, что в Армянской Апостольской Церкви практически нет мужского монашества. То, что нет женского монашества это понятно. У сербов тоже его нет. Кто долго сидел под османами тот понимает. Однако закваской христианской церкви является именно монашеское движение. Церковь стоит на крови мучеников и молитвах святых. Церковь является основой идентичности народа, если это действительно христианский народ. В тоже время я не знаю ни одного имени армянского святого за прошлый и этот век. А я бы должен, даже будучи вне Церкви. Мы армяне так любим вспоминать своих выдающихся людей от прародителя Хайка и Тиграна Великого далее везде. В тоже время многих русских святых и подвижников я назову, почти не задумываясь, даже не считая гигантский сонм новомученников. В том числе нескольких наших современников, которые еще не канонизированы, но я уверен, что будут.

Так что духовная традиция армян, с моей точки зрения, находится в полумертвом состоянии, а значит в близком к тому состоянии находится и народ, если этот народ осознает себя христианским.

Георгий Татосян, популяризатор истории