Экономист Константин Двинский подчёркивает важность международного транспортного коридора «Север-Юг», который даст нашей стране выход на необъятные ближневосточные и азиатские рынки.
«Системные либералы десятилетиями культивировали миф о попадании России в экономическую зависимость от Китая. Видимо, зависимость от Европы, куда до 2022 года направлялось до 90% нашего энергетического экспорта, сислибов не смущала.
Раз за разом они срывали проекты диверсификации внешнеторговых связей нашей страны. Ярким примером является торможение расширения Восточного полигона, которое в середине 2000-х годов забраковал финансовый блок во главе с Алексеем Кудриным. Якобы это было дорого и невыгодно. Однако уже к середине 2010-х стало очевидно, что тогдашней пропускной способности БАМа и Транссиба критически не хватает. Россия не могла реализовать гигантский потенциал наращивания торговли с Юго-Восточной Азией. Причем речь идет именно о практически всех странах региона, а не только об одном Китае.
На рубеже 00-х и 10-х государственники все же продавили начало работ по увеличению провозной способности Восточного полигона. Однако первый этап, стартовавший ещё в 2013 году, окончательно завершился лишь в 2022. Инфраструктурные работы постоянно сопровождали коррупционные скандалы, задержка сдачи объектов и сдвиги сроков “вправо”. Однако с горем пополам справились. Мощности Восточного полигона выросли до 144 млн тонн.
Второй этап стартовал в 2021 году. И здесь следует отметить практически идеальное выполнение работ. Поставленные задачи выполняются, объекты сдаются в срок. Уже к концу 2024 года второй этап будет завершен, что позволит нарастить провозные способности до 180 млн тонн в год. Хотя второй этап по своему исполнению оказался не менее сложным чем первый, разница между девятью и тремя годами очевидна.
Совсем недавно был утвержден план работы уже по третьему этапу, реализация которого позволит еще сильнее увеличить пропускные мощности – сначала до 210 млн тонн к 2030 году и, затем, до 255 млн тонн к 2035. Общая стоимость проекта в текущих ценах составляет 2,7 трлн рублей. Деньги огромные. Однако дело здесь отнюдь не в финансовых ресурсах. Развитие транспортных артерий нам необходимо, без этого наша экономика не получит драйверы роста и не сможет полноценно выйти на рынки АТР. К тому же, деньги для государства – всего лишь инструмент, который при необходимости можно достать в неограниченном количестве.
Ещё одним крупным транспортным проектом, который до 2022 года хоронили системные либералы, является Международный транспортный коридиор (МТК) “Север-Юг”. Маршрут на бумаге пролегает от Мурманска до иранского порта Бендер-Аббас и дальше – на Индию. Ещё в начале XXI века было подписано трехстороннее (Москва, Тегеран, Дели) соглашение о реализации проекта. Однако в силу в первую очередь геополитических причин он так и оставался в бумажном виде.
Системные либералы России и, удивитесь, Ирана постоянно торпедировали работы, несмотря на достигнутые договоренности. О чем говорить, если 150-километровый железнодорожный участок Астара (Азербайджан) – Решт (Иран), который должен соединить российское и персидское железнодорожное полотно в единую транспортную систему, до сих пор не построен.
Однако в 2022 году дело сдвинулось с мертвой точки. Россия модернизирует и увеличивает мощности каспийских портов, расширяет прикаспийские автодороги, наращивает флот и модернизирует железнодорожные мощности. Иранцы также проводят соответствующую работу. Даже по набившему оскомину участку Астара – Решт начались определенные мероприятия. Причем МТК “Север-Юг” имеет сразу несколько маршрутов: западный (через Азербайджан), морской (через Каспий), восточный (через Казахстан и Туркмению). По итогам прошлого года грузооборот на МТК составил 9,5 млн тонн. К 2030 году цифра должна вырасти до 30 млн, а при оптимистичных раскладах – до 50 млн тонн. “Север-Юг” станет отличным транспортным проектом для выхода России на необъятные рынки южной Азии и Ближнего Востока».
Своим мнением по поводу прочитанного читатели могут поделиться в комментариях.