Я не устану повторять, что история – это детектив. Была года четыре назад такая история.
На территории трампарка, что на площади Карла Маркса, жил-поживал Музей электротранспорта города Астрахани. Создавался он понемногу руками энтузиаста – Валентина Митрофановича Николаева, председателя Совета ветеранов тогда еще трамвайно-троллейбусного предприятия. В музее были выставлены в витринах модели и макеты разных трамваев и троллейбусов, демонстрирующие развитие и изменение этих видов общественного транспорта.
Стенды с многочисленными фотографиями работников предприятия и самих трамваев и троллейбусов на улицах Астрахани переносили посетителя то в далекие 1900-е, то в грозные 1920-е, то в радужные 1970-е…Образцы билетов и наград, грамоты и Книги ветеранов предприятия, удостоверения и книжки водителей, знамена и вымпелы, специальная литература по обслуживанию, ремонту и «пилотированию» трамваев и троллейбусов… Да всего и не перечесть! Даже вполне себе действующая, подключенная к электросети, НАСТОЯЩАЯ кабина троллейбуса в музее стояла – садись, заводи, крути руль – тренажер, одним словом.
Трамвай, как все мы помним, «грохнули» еще в 2007-м, и какая-никакая память о нем – пусть уже такая призрачная – сохранялась только здесь, в этом совсем небольшом помещении. А размещалось оно на втором этаже неприметного здания в том же «трампарке» - где раньше было трамвайно-троллейбусное училище. В музее у студентов проходили занятия.
И музей был интересным весьма, но не очень-то доступным: все-таки предприятие специфическое, не всех на территорию и пускали. Довелось вот снять передачу о музее и его создателе в 2010 году молодой журналистке Ксении Степаненко с канала «СТС-Астрахань». И многие из вас наверняка ее видели не раз.
Но вот беда. Валентин Митрофанович был человеком преклонного возраста, но в музей приходил каждый день – пока были силы. Училище, увы, закрылось. Опустевшее здание заперли. Попасть в музей было теоретически можно – но сложно. Да и кому оно нужно?
Всё это я к чему. Году в 2011-м поднялась небольшая такая буча: музей надо было либо сохранить и восстановить в рабочем состоянии, либо передать все предметы из него куда-то, чтобы не утратить их на веки вечные.
Ну куда передавать? Дошла история до губернатора, через вполне официальное письмо. Губернатор – человек к городу неравнодушный, - дал задание Министерству культуры ситуацию «разрулить».
Министерство, в свою очередь, оперативно дало задание – правильно, - Астраханскому музею-заповеднику.
Его директор Татьяна Витальевна Васильченко и ее зам по науке и экспозициям Андрей Алексеевич Курапов сразу взялись за дело, намереваясь договориться о передаче экспонатов закрытого Музея электротранспорта в фонды музея-заповедника.
И город – от мэрии – подключился, да только вот тогдашнее руководство уже автобусно-троллейбусного предприятия навстречу не пошло. Нет, не в смысле, что проявило некую злую волю и во что бы то ни стало решило экспонаты сгноить. Совсем даже наоборот. Вполне честно намеревалось свой кровный музей восстановить и сделать доступным для публики. И как-то тема угасла и забылась.
Как известно, человек предполагает…
Музей возродить не довелось. Валентин Митрофанович умер – светлая ему память! – и вовсе уж некому стало заниматься музеем. Так и стоял он запертый, пыльный и грустный. Ключи от музея покуда хранились у замечательной сотрудницы предприятия Любови Анатольевны Беляниной…
И тут в сентябре 2013 года учащиеся одной из городских школ во главе со своей учительницей истории заинтересовались судьбами астраханского трамвая. И возжелали музей посетить.
Ан не тут-то было! Им печально объяснили, что музей ныне – вовсе и не музей, а так – склад забытых вещей, некое «кладбище погибших кораблей». И к экскурсиям отнюдь не располагает. А здание вообще вот-вот сдадут в аренду, поэтому в нем идет ремонт, ну а музейное помещение закрыто.
Учителя и школьники – народ упорный, просто так их с толку не сбить. Тему трамвая они всё одно продолжили изучать. И понадобилась им подходящая библиотека. Вот и пришли они уже в начале 2014 года – куда?
Ну правильно, правильно – опять в музей-заповедник. А если конкретнее – то в краеведческий музей, где библиотека эта самая и находится. Ну и я там сижу, работаю. Разговорились.
Так новость про судьбу Музея электротранспорта дошла и до руководства музея-заповедника. От своих прежних планов оно не отказывалось: экспонаты забрать себе в фонды, а потом уже или сделать временную выставку, посвященную истории электротранспорта – благо, свежеоткрытый Цейхгауз позволяет – или вообще подумать о создании еще одного своего филиала – музея транспорта или техники.
Ну так что же. Начали переговоры с новым руководством муниципального унитарного автобусно-троллейбусного предприятия города Астрахани.
Вот тут необходимо лирическое отступление №1: о счастье.
В смысле – какое же это счастье, когда у предприятия «вменяемый» директор!
И.о. директора АТП Яков Викторович Курбанов не только не «послал» музей с его просьбой куда подальше, но и вообще проявил завидное понимание ситуации.
Подключил к делу упомянутую Любовь Анатольевну Белянину - начальника отдела административно-ресурсного обеспечения и Викторию Владимировну Михайличенко, начальника отдела правового и кадрового обеспечения.
Дел у всех полно, - но тем не менее они нашли время и принять музейную «делегацию», и в считанные дни оформить все необходимые для передачи экспонатов документы, и бывшее музейное помещение показать.
Как объяснил Яков Викторович, у него самого душа болит о том, что уникальная коллекция может погибнуть, и он сделает всё, от него зависящее, чтобы сохранить ее и для наших потомков.
Лирическое отступление №2: о всяком хламе.
В том смысле, что кто-то скажет – да подумаешь, чего там сохранять-то для потомков! Это же не сарматское золото и не шапка Мономаха!
А дело в том, что даже то, что можно обозвать «хламом», «рухлядью» и «мусором» - это всё ЖИВЫЕ улики нашей истории. Истории, которая всегда, для всех и везде – детектив. И каждый клочок здесь ценен. А точнее – бес-ценен.
А дальше уже - дело техники и человеческих рук.
Сотрудники отдела фондов музея-заповедника Жанна Пустовалова, Виктория Тамбаева, зав.фондом редкой книги Надежда Алексеевна Дикина и ученый секретарь Радмила Таркова (под присмотром Л.А.Беляниной) переписывали экспонаты и составляли акты приема-передачи.
Рабочие музея-заповедника аккуратно грузили упакованные предметы в музейную грузовую газель. Несколько рейсов. Работа по-настоящему пыльная. Для мужчин – еще и тяжелая.
Однако почти всё уже благополучно перевезено в краеведческий музей.
radmila-tarkova.livejournal.com/12299.html