В 2002 году Астраханский государственный музыкальный театр открыл свой сезон оперой П.Чайковского "Евгений Онегин". Постановка была осуществлена в рамках VII Международного фестиваля вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой режиссером ГАБТ РФ Михаилом Панджавидзе и дирижером ГАБТ РФ Павлом Клиничевым. В те напряженные постановочные дни труппа театра впервые увидела потрясающее мастерство и работоспособность постановщиков спектакля, почувствовала высоту той планки, которую поставили перед театром режиссер и дирижер из Большого. Репетиции спектакля проходили неизменно в присутствии почти всей труппы. Солисты, артисты хора, балета приходили на репетиции, как на мастер-класс, настолько увлекала всех работа режиссера-постановщика М.Панджавидзе.
Тогда, в 2002 году, не все было гладко. Художественное руководство театра в лице главного дирижера И.Сметанина и главного режиссера Л.Химич устранилось от работы над постановкой. Но театр хотел работать и ему не мешали ни саботаж руководства, ни нехватка времени на постановку. Спектакль стараниями режиссера-постановщика и труппы был выпущен вовремя и до сих пор пользуется успехом у зрителей.
Через четыре с половиной месяца - новая постановка. На сей раз - опера Дж.Пуччини "Тоска". Сложнейший спектакль, на постановку которого руководство театра отвело всего три недели, вновь стараниями тех же людей выпускается вовремя, несмотря на все препятствия, созданные руководством театра ( это и отсутствие репетиционного времени, отсутствие репетиционных помещений, т.к. на сцене театра в это время проходили арендные мероприятия, о icy ici вне финансирования - 70% спектакля было собрано из того, что было в театре).
Июнь 2003 года. И вновь в Музыкальном театре премьера - опера П. Чайковского "Иоланта". И опять те же проблемы при постановке спектакля. Но на этот раз - в конце сезона. Люди, уставшие на двух предыдущих постановках (а в промежутках между ними были постановки Новогодней скажи и Вечера одноактных балетов "Лики любви") вновь попадают в тиски нехватки времени, т.к. помимо постановки и проката текущего репертуара театрa на сцене АГМТ идут концерты эстрадных звезд. И вновь готовность труппы и режиссера к самопожертвованию во имя спектакля творят чудеса. Театр обретает новую волшебную сказку - синтез света, музыки и прекрасного актёрского исполнения солистов ГАБТ РФ и Астраханского музыкального театра. Газета МК в Астрахани тогда так отозвалась о постановке "Иоланты" на сцене АГМТ: " Это просто здорово, что с появлением в Астрахани режиссера ГАБТ Михаила Панджавидзе и его соратников и единомышленников на сцене нашего Музыкального театра забил "жизни родник".
Сезон 2003-2004 года труппа начала с новыми надеждами, связанными с peopганизацией художественного руководства театра. Но изменения в составе художественного руководства привели лишь к упразднению должностей художественного руководителя и главного режиссера, тем самым оставив труппу вообще без творческих руководителей. Надежды не упорядочение репетиционного процесса и нормализацию проката текущего репертуара АГМТ так же не оправдались. И это очень хорошо показала первая премьера сезона -опера Р.Леонкавалло "Паяцы", которая была выпущена на суд зрителей путем авралов, огромного нервного и физического напряжения всех творческих и художественно - постановочных цехов театра.
Тогда перед работниками театра вновь встали вопросы: Почему вместо упорядоченной работы в определенные сроки труппа должна постоянно работать в форсмажорных обстоятельствах? Почему руководство театра не может грамотно подойти к планированию текущей работы театра, не ставя интересы эстрадных звезд выше театральных интересов?
Ответы на поставленные вопросы коллектив театра не мог получить ни or кого. т.к. администрация АГМТ вновь устранилась от всяческих объяснений. Сезон 2003-2004 года показал и спад в количестве постановок. Если в предыдущем сезоне театр вынес не суд зрителей 5 премьерных спектаклей, то в лом их было только 3. Из них уже только один спектакль был поставлен режиссером-постановщиком М.Панджавидзе, два других (опера Дж.Верди "Риголетто" и оперетта И.Кальмана "Принцесса цирка") были поставлены режиссерами из ГАБТ РФ Ю.Коэном и Н.Красноярской.
Но главный сюрприз ожидал артистов труппы в конце сезона, когда солисты-вокалисты театра, включая заслуженных артистов РФ, получили на руки уведомление о том, что по окончании сезона театр не нуждается в дальнейшем сотрудничестве с ними. При этом администрация театра предлагала некоторым солистам заключить срочные контракты. Люди, проработавшие в театре со дня его основания были поставлены перед выбором: уход из театра или продолжение работы на условиях, навязанных администрацией в лице директора АГМТ М.В. Астанина.
Когда в конце сезона театру был представлен новый музыкальный руководитель - дирижер ГАБТ РФ, народный артист РФ В.П.Андропов - труппа вздохнула с облегчением : в театре наконец-то появился творческий руководитель. Но в начале следующего сезона это чувство сменилось чувством недоумения. Театр по-прежнему был без руководителя. Даже во время постановки спектакля "Борис Годунов", который открывал сезон 2004-2005 года в рамках VIII Международного фестиваля вокального искусства имени В.Барсовой и М.Максаковой театр практически не видел своего музыкального руководителя и главного дирижера, решая свои проблемы самостоятельно. А проблем, как выяснилось, не убавлялось, а прибавлялось. На постановку огромного исторического полотна, каким является опера М.Мусоргского "Борис Годунов" коллективу театра было выделено всего лишь 20 постановочных дней. 5 из которых было вновь отдано под арендные мероприятия.
Всего за 11 постановочных дней режиссер-постановщик
М.Панджавидзе вновь ухитрился поставить сложнейший спектакль, с огромным количеством народа не сцене. Вновь усилиями труппы спектакль был представлен на суд зрителей в кратчайшие сроки. И каков конечный результат? Спектакль "Борис Годунов" был показан зрителю всего один раз. Вторая премьера постоянно откладывается и переносится. И сейчас, когда вновь назначен срок 2-го спектакля (и это ровно через 7 месяцев после премьеры), театр сталкивается с проблемой: отказом руководства театра в лице директора
М.В. Астанина и муз. руководителя В.П. Андропова пригласить на выпуск спектакля режиссера-постановщика, забывших о том, что в театре нет режиссера, способного не только восстановить огромный спектакль, но и просто поддерживать его для проката.
Все проблемы. связанные с постановкой "Бориса Годунова", неизменно встают перед театром вновь : приглашение хоровых коллективов, артистов мимического ансамбля. А художник-декоратор спектакля О.Пилюгина до сих пор не получила гонорар за выполнение срочной работы по написанию декораций.
И это делеко не все проблемы АГМТ. Театр, имеющий ряд очень хороших постановок ( "Евгений Онегин", "Тоска", "Иоланта", "Паяцы", "Риголетто", "Борис Годунов") не имеет возможности стабильного проката этих спектаклей. Репертуарный план театра утверждается только на один месяц вперед и при этом постоянно претерпевает изменения не в пользу собственнных спектаклей, а в пользу гастрольных афиш заезжих "звезд", лишая труппу возможности полноценных репетиций для поддержания спектаклей. Так спектакль Дж. Верди "Риголетто" был показан зрителю всего лишь один раз за театральный сезон, спектакль Р.Леонкавалло "Паяцы" не идет в репертуаре театра более полутора лет, спектакли Дж.Пуччини "Тоска" и П.Чайковского "Иоланта" проходят 2-3 раза за сезон.
А если посмотреть на рекламные щиты театра, то остается только удивляться: как при такой рекламе в театр вообще идет зритель? Рядом с яркими щитами эстрадных звезд и команд КВН - сине-черные щиты, написанные значительно более мелким шрифтом. Почти полное отсутствие афиш в городе. отсутствие хорошей рекламы на радио и ТВ, нехватка программок и буклетов спектаклей. Несомненно, что все это не способствует привлечению зрителей в музыкальный театр. А ведь театр знал лучшие времена - времена работы над перечисленными спектаклями, хотя и трудные, но очень интересные и плодотворные. Времена сотрудничества с солистами ведущих Московских театров (Е.Головлевой, К. Толстобровом, А. Мартыновым, И. Бикуловой и др.), многие из которых уже не приглашаются в наш театр. А сколько артистов театра не выдержали такого отношения к своей работе. Наряду с такими именами, известными астраханскому зритель, как А.Лаптев, В.Семиониди, М.Курцберг театр покинули солисты С.Голикова, Людмила и Алексей Городецкие. Л.Исмайлова, солисты балета Л.Дербенцева и А.Млынец, дирижер Т.Бабаджанов, концертмейстер Л.Курцберг, многие артисты оркестра.
Так что же ждет наш театр в будущем X Юбилейном театральном сезоне? Афиши, где в репертуаре театра значатся 1-2 спектакля в месяц? Авральная работа и нежелание руководства театра нормализовать репертуарную политику? Муз. руководитель, которого коллектив видит раз в 2-3 месяца в течение 2-х дней? Или новые интересные постановки и праздничное настроение от предстоящей премьеры и встречи со старыми друзьями? Обмен опытом с ведущими солистами Московских театров и встречи с новыми дирижерами'? Аншлаги на премьерах или пустые залы?
А может быть нашему театру просто нужно новое руководство - и административное и художественное? И тогда, возможно, появятся в театре режиссеры и дирижеры, солисты балета и вокалисты, артисты оркестра и хора. Появится хорошая реклама и тогда, возможно, и в нашем театре не будет свободных мест в зрительном зале.
Т. Звягина